Список использованных источников
1. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. - М., МИПКРО, 1995.
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
3. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бииск, 1993.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968
5. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
6. Выготский Л.С. Кризис семи лет Собр. соч. - В 6_ти тт. - Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т. 2 - М. 1982.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6_ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 18-19.
9. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. журн. Т. 12. №2. 1991. С. 84-93.
10. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. М., 1992.
11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. №3; 4. С. 14 - 19.
14. Детская психодиагностика и профориентация / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Серия Учебники, учебные пособия - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 168-169.
15. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002.
16. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
17. Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1989.
18. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 192 с.
19. Кулагина Ю.В. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3_е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1996.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.
21. Личность: теории, эксперименты, упражения. - СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
22. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998. - С. 286-294.
23. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1997.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 240-241.
25. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
26. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996.
27. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
28. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. - СПб.: 2002.
29. Павлов И.П. Условный рефлекс. - Полн. собр. соч. 2_е изд. М. - Л., 1951, т. III, кн. 2 - С. 335-336.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1996.
31. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
32. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.
33. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - С. 75-77.
35. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
38. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000.
40. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
41. Смирнов А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
43. Талызина Н.Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников. М.: 1988.
44. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для I класса. - К.: РОВО Укрвузполиграф, 1992. - С. 29-30.
45. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство Феникс, 2002.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
Занятие 1
Цели занятия.
1. Развитие зрительной памяти.
2. Формирование активного словарного запаса.
Содержание занятия.
Упражнение 1. «Дорожка».
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы пойдем в осенний лес. А дорогу нам покажут лесные жители.
Шуба - иголки,
Свернется он - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?. Еж!
(На доску прикрепляется картинка «ежик».) Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)
(На доску прикрепляется картинка «заяц».)
- Ребята, наш ежик очень любознательный. Он любит посмотреть, что под деревом растет, и к кустику подойти, и цветок понюхать. Поэтому его дорожка будет вот какой: давайте пойдем по тропинке за ежиком и нарисуем эту дорожку в своей тетради.
(Все дети выполняют здание в тетради, «догоняют» ежика.)
- Ребята, зайчик тоже хочет показать нам свою дорожку. Но она у него совсем другая. Как вы думаете, почему? Давайте, мы нарисуем дорожку для зайчика. Рисуем внимательно, аккуратно. Помните поговорку: «В торопливости нет мудрости».
- Вот мы с вами и попали в волшебный лес. Закройте глаза и представьте его. Какие деревья вас окружают?»
- Ребята, давайте сделаем так, чтобы этот волшебный лес появился у нас в классе.
Упражнение 2. Незаконченный сюжет.
Материал: 1) листы бумаги размером 50 х 30 см с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей - по одному на каждого играющего ребенка: 2) 3-4 ширмы из плотного картона, если дети играют группой; 3) 3-4 набора цветных карандашей и фломастеров (по одному набору на каждого игрока).
Психолог кладет перед каждым играющим карандаши, фломастеры и игровой лист с незавершенным изображением. Детей просят дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета (животного, игрушки и т.п.) или сюжета. Перед каждым ребенком психолог ставит ширму, чтобы дети не подглядывали друг к другу и не дублировали изображения. Перед началом работы психолог просит индивидуально каждого играющего подумать и ответить, что может получиться из этих деталей, что именно собирается нарисовать ребенок. Затем дети начинают рисовать, а когда работа закончена, психолог просит дать рисунку название. Если рисунок непонятен, ребенка просят его прокомментировать.
Упражнение 3. «Слепая муха».
Представьте, что мы вышли из чащи леса на поляну. Здесь живет наша знакомая «слепая муха». (Повторяем правила игры, требующей от учеников продолжительной сосредоточенности внимания. Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3х3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по одной из возможных команд (вверх, вниз, вправо, влево). Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Играющие должны, внимательно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Дети следят за передвижением воображаемой муки, имея перед глазами игровое поле.
Упражнение 4. «Домино».
Детям раздаются карточки с изображением предметов. По кругу начинается повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ и т.п., но обязательно включающее в свой сюжет изображенный на картинке предмет. По окончании игры картинки перемешиваются и дети должны восстановить порядок из расположения.
Упражнение 5. Подведение итогов.
Психолог предлагает желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать, напоминает о месте и времени следующего занятия.
Занятие 2
1. Развитие навыков самоконтроля.
2. Развитие речи.
3. Развитие оперативной памяти.
Упражнение 1. «Отгадай, что мы задумали».
Психолог и дети выбирают водящего - того, кто будет отгадывать задуманное. Ребенок выходит за дверь, а оставшиеся дети вместе с психологом задумывают какой-нибудь признак и договариваются, что каждый их детей будет называть только один признак загаданного предмета по очереди. Водящего приглашают в комнату, он становится в круг детей. Дети по кругу называют разные признаки предмета. Водящий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, становится водящим, и игра начинается снова.
Упражнение 2. «Где мы побывали, что мы повидали?»
Из группы детей выбираются «дедушка и внучата» (3-5 чел.), те, кто будет отгадывать загадки. Они отворачиваются, а остальные дети вместе с психологом тихо договариваются, какую загадку будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».
Происходит такой диалог:
- Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой. Здравствуйте, внучата!
- Здравствуйте, ребята! - отвечают «дедушка с внучатами». - Где вы побывали, что вы повидали?
- Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали - не скажем, но зато мы вам покажем.
Свою загадку дети показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды». Дети наклоняются, аукаются и т.д. В случае, если «дедушка и внучата» правильно отгадали загадку, выбираются новые «дедушка и внучата». Если предлагается ошибочное решение, дети убегают, а «дедушка и внучата» стараются поймать их. Нельзя перебегать за черту, которая проводится в начале игры между «дедушкой и внучатами» и детьми. Пойманные дети вместе с «дедушкой и внучатами» отгадывают новую загадку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11