Рефераты. Высокие интеллектуальные технологии при изучении раздела "Человек" в средней школе

16. Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. - 2008. - №12. - С28-36.

17. Манцурова Н.А. Использование образовательных комплексов «1С:Школа» на уроках биологии»//Ежегодная конференция «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях». - Секция "Технологии фирмы "1С" для организации учебного процесса", 2008. - С.112-123.

18. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. - М.: Педагогика, 1997. - 246 с.

19. Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ст. к.пед.н. - Тюмень, 1997. - 32 с.

20. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. - 254 с.

21. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. - 384 с.

22. Мухамбетова, А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии / А.Б. Мухамбетова // Школа будущего. - 2008. - № 1. - С. 77-86.

23. Мухамбетова, А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А.Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». - 2008. - № 2. - С. 109-114.

24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272 с.

25. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-- М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

26. Суворова Н. Интерактивные методы при изучении биологии - http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10001664

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998. - 398 с.

28. Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление развитием качества образования - ключевая проблема нового века. //Материалы региональной научно-практической конференции. Смоленск. 2001.С 9-26.

29. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. - 96 с.

30. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании. - Владивосток: ТИДОТ, 2000 - 114 с.

31. Шевченко О. Технологии жизнетворчества на уроках биологии//Освита. - 2008. - №10. - С.23-37.

Приложение 1

Кластеры

Составление кластеров.

Модификацией технологии “кластери” является составление разветвленных кластеров. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.

Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.

Как работать с кластерами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с кластерами:

* Составление нового кластера.

* Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

* Коррекция и совершенствование готового кластера.

* Анализ и завершение неполного кластера:

- без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

- без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Организационные формы работы с кластерами

* Самостоятельно при выполнении домашней работы

* Самостоятельно на практическом занятии

* В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

* В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

* При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Использование технологий с составлением кластеров открывает широкие возможности для активизации работы учащихся во внеаудиторное время, на лекции и практическом занятии.

Приложение 2

Правила написания синквейна

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой организации образовательной деятельности является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания - составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Сочетание разных систем и умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Приложение 3

Образцы синквейнов

Синквейн 1

Мутация

Случайная, стойкая

Изменяет, проявляется, наследуется

Не было счастья, да несчастье помогло!

Эволюция

Синквейн 2

Свиной цепень

Лентовидный, гермафродитный

Присасывается, развивается, размножается

Вооружен и очень опасен!

Цистецеркоз!

Синквейн 3

Пол

Мужской, женский

Привораживать, идентифицировать, созревать

Пол как силы Ван-дер-Ваальса: на далеком расстоянии притягивает, а на близком - отталкивает

Раздельнополость

Синквейн 4

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Синквейн 5

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Синквейн 6

Паразиты

Опасные, адаптированные

Угнетают, грызут, сосут

Ребята, давайте жить дружно!

Коэволюция

Синквейн 7

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра - и не туда, и не сюда!

Голова!

Как работать с синквейнами

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

* Составление нового синквейна.

* Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

* Коррекция и совершенствование готового синквейна.

* Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример 1. Составление краткого рассказа по синквейну.

Синквейн 8.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации - это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер - обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.

Пример 2. Коррекция синквейна

Синквейн 9.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка - элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн 9

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

Пример 3. Определение темы синквейна.

Синквейн 10.

…..?…..

Длинная, спиралевидная

Хранит, кодирует, передает

Книга жизни

Матрица

Организационные формы работы с синквейнами.

* Самостоятельно при выполнении домашней работы

* Самостоятельно на практическом занятии

* В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме

* В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн

* При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Приложение 4

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель - Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность - весь класс.

Время - 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

* Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

* Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

* Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Приложение 5

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель - Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность - весь класс.

Время - 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе - «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения - на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Приложение 6

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Приложение 7

Пример АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Приложение 8

Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель - повысить уровень энергии в классе.

Численность - весь класс.

Время - 8-10 минут

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше - к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота - естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель - по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы - кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Приложение 9

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Приложение 10

Модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии

Социальный заказ

Гуманистическая парадигма

Возможности курса биологии

Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии

Исследовательские умения --

это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

ПОДХОДЫ

Личностный

Личностно-деятельностный

Деятельностный

Учебное биологическое содержание

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Исследовательские умения

КОМПОНЕНТЫ

Мотивационный

Содержательный

Операционный

Педагогические условия

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы развития исследовательского умения

Постановка цели

Знакомство с выполнением действия

Усвоение или восстановление знаний

Показ образца данного действия

Практическое овладение действием

Самостоятельное и систематическое упражнение

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Практические и лабораторные работы

Создание проблемных ситуаций

Выполнение практических заданий, решение проблемных задач

Исследова-тельские наблюдения и опыты

Поисковая беседа, дискуссий

Самонаблюдения

Свободное общение, обмен мнениями

Использование оборудования, средств, материалов для исследования.

Творческая самостоятельная работа

Фронтальная, групповая работа с классом

Методы и приемы

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Дидактические средства

Анкетирование

Тестирование

Творческие работы

Контрольные срезы

Наблюдения за учащимися

Диагностика развития исследовательских умений

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Критерии развития исследовательских умений

Уровни развития исследовательских умений

Результат

Развитие исследовательских умений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.