Рефераты. Высокие интеллектуальные технологии при изучении раздела "Человек" в средней школе

Итак, применение компетентностного подхода на уроках биологии способно помочь учащимся в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самосознания, самооценки, самопрограммирования, самоактуализации, саморегуляции, самореализации, самоконтроля, интеграции в социокультурный простор.

Личностная ориентация содержания образования предполагает развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их обучения с учетом интересов и склонностей. Содержание образования должно учитывать познавательные возрастные и индивидуальные особенности школьников. В зависимости от характеристик их психофизического развития отличаются и виды восприятия, способы усвоения информации. Можно выделить людей с визуальным и кинетическим восприятием, с развитием определенного типа интеллекта или же с одновременным развитием нескольких типов, с различными возможностями усвоения информации, формирования навыков и умений. Есть также учащиеся, относящиеся к категории одаренных.

Креативный подход со стороны учителя позволяет включить в процесс обучения абсолютное большинство школьников, каждый из которых является индивидуальностью. Для этого при выборе методов работы на уроке в первую очередь необходимо ориентироваться на их разнообразие, удовлетворяющее всем потребностям мышления учащихся.

Возможность выбора деятельности на уроке позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересу и проявить себя. Так как выбранный вид деятельности согласовывается с одаренностью и способностью школьника, она производится качественно и творчески. Признание другими школьниками творческого потенциала позволяет ученику повысить свою самооценку и, как результат, может возникнуть стимул к дальнейшему активному участию в обучении, а значит, появится мотивационный компонент умения самостоятельно учиться, то есть будет формироваться самообразовательная компетентность. Мотивы направляют, организуют познание, придают ему личностное значение. И именно мотивация, обусловленная познавательными интересами и интеллектуальной инициативой, является наиболее значимой для эффективной учебной деятельности.

Ниже приведена таблица применяемых на уроке видов деятельности школьников, согласно их интеллектуальных возможностей.

Таблица 1

Виды деятельности на уроке с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Тип интеллекта

Виды деятельности учащихся на уроках

1. Вербально-лингвистический

Подготовка учащимися сообщений, докладов, рефератов с их последующей защитой, лекции, составление планов, работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них, написание рассказа, конспектирование, устные и письменные фронтальные и индивидуальные опросы

2. Логико-математический

Составление таблиц, схем, графиков, подготовка и проведение экспериментов, подготовка тестов, тестирование, нахождение межпредметных связей, составление кроссвордов, предметных диктантов, сравнение и анализ с формированием выводов

3. Визуально-пространственный

Экскурсии, практические и лабораторные занятия, использование таблиц и рисунков, копирование визуальной информации, использование цвета, подготовка плакатов, рисунков по учебному материалу, оформление, предметных стендов, использование дидактического материала, графические конспекты

4. Моторно-двигательный

Применение пространственных моделей в движении, использование кинофильмов, диафильмов, компьютерных технологий, использование физкультурных минут, овладение практическими умениями и навыками

5. Музыкально-ритмический

Использование оттенков интонации при объяснении нового материала, проведении лекций, использование магнитофонных записей, использование музыкальных и литературных произведений

6. Межличностный

Брейн-ринги, викторины, командные и интерактивные игры, пресс-конференции, семинары, дискуссии, беседы, обсуждения, игры, решение проблемных ситуаций

7. Внутриличностный

Разработка домашних заданий, самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий; предоставление программы самореализации; контроль за уровнем знаний учащихся с их оценкой; внедрение методов соревнования в обучении; использование психологических тестов

Содержание учебной программы по биологии позволяет разнообразить проведение уроков, включая перечисленные выше виды деятельности.

1. Урок - лабораторное занятие формирует исследовательские умения и навыки, способствует развитию мыслительной деятельности школьников, учит планированию экспериментов с подведением определенных итогов.

2. Урок - практическое занятие развивает практические занятия с возможностью их применения в реальных условиях.

3. Урок межпредметных связей позволяет углублять свои знания не только по конкретной учебной дисциплине, но и по взаимосвязанным с ней предметам, одновременно способствуя развитию поликультурной компетентности школьников. Используя знания сопутствующих дисциплин, можно легко усваивать биологические понятия.

4. Урок усвоения и закрепления нового учебного материала для достижения поставленной задачи - развития познавательной деятельности, должны включать разнообразные методы работы на уроке. Это позволяет включать различные типы интеллекта учащихся и повышает уровень качества полученных знаний. При этом большее внимание следует уделять методам самостоятельного усвоения знаний: работе с учебником, составлению плана, постановкам вопросов и ответам на них и т. д.

5. Урок обобщения знаний по теме ярче всего свидетельствует о качестве познавательной деятельности ученика, проводимой во время ее изучения. Для контроля полученных знаний можно использовать разноуровневое тестирование и творческие задания. При тестировании в качестве проверки достижений низкого уровня можно использовать вопросы с ответами «да» или «нет» на них. Достижение среднего уровня требует выбора одного из вариантов ответа на вопрос, который является правильным. Задания достаточного уровня содержат различные варианты ответа на вопрос, несколько из которых, а не один, являются правильными. Высокий уровень предполагает открытые вопросы по теме и нуждается в высказывании своего собственного мнения по поставленной проблеме.

Чтобы быть эффективным, оценивание должно иметь плановый и непрерывный характер, быть направленным на реализацию учебной программы, включать интерпретацию и суждение, учитывать особенности учащихся, проводиться в одинаковых условиях для всех учащихся, вовлекать учащихся в активное участие в учебном процессе, привлекать к процессу самооценивания, поддерживать желание к обучению всю жизнь, быть направленным на развитие и усовершенствование учащихся.

6. Урок-экскурсия позволяет продемонстрировать законы природы в естественных условиях.

В современном образовании применяются многочисленные методики, педагогические приемы. Выделяют традиционные и инновационные методики, пассивные, активные и интерактивные. Интерактивные методики предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве): и ученики, и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других участников обучающего процесса и свое собственное поведение.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только создание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала, что обеспечивает фундаментальность образования, универсальность полученных знаний, возможность их использования в жизненных ситуациях. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Таким образом, учебный процесс направлен не на механическое усвоение учеником определенной суммы знаний, а на усвоение знаний с творческим подходом, появление потребности в самостоятельном овладении знаниями, информацией, а самое главное - возникающую необходимость передачи ее окружающим. Поэтому еще одной из компетентностей, которая формируется на этапах обучения, станет коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность; развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. Учитель на уроке - полноценный участник коммуникативного процесса, партнер в собеседовании, помощник в овладении методами коммуникации. Его задача состоит в общей организации структуры урока, предоставлении перечня творческих заданий для учащихся, коррекции деятельности учащихся, предоставлении информационной помощи, отслеживание времени за временем.

На уроке приветствует атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся может не только усовершенствовать уже существующие у него способности своего интеллекта и способ восприятия и усвоения новой информации, но и развить новые умения и навыки. Интерактивные методики (или методы групповой работы) - дебаты, «круги», дискуссии, «мозговой штурм», «аквариумы», ролевые игры и т. д. лучше используются при проведении интерактивных уроков - тренингов, биологических викторин и т. д.

Проведение разнообразных уроков с использованием практической части обеспечивает целостность представлений школьников о мире, объединяет продуктивную и репродуктивную учебную деятельность учеников Шевченко О. Технологии жизнетворчества на уроках биологии//Освита. - 2008. - №10. - С.23-37..

Прежде всего, надо обратить внимание на состояние реальных учебных возможностей учеников. Каков уровень основных учебных умений? Как построить бюджет времени? В какой мере используется деловое общение учеников - взаимоконтроль, взаимопомощь и т.д.?

Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему.

Новые приёмы работы (или перенос старых приемов работы в новые условия) зачастую требует изменения формы подачи учебного материала, разработки средств обучения (например, использование информационно-коммуникативных технологий).

Формы обучения

Форма обучения - это способ его, организации, учитывающий количество обучаемых в классе. Различные формы подразделяются на три группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.