Обучение ведется в индивидуальной форме, если осуществляется не прекращающее взаимодействие учителя с учеником. Например, во время дополнительных занятий или опросе ученика у доски.
При этом удается наиболее полно реализовать индивидуальные особенности учащегося, учесть его личностные качества. Но есть и недостатки данной формы обучения: при ней каждый ученик сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного (часто более продуктивного) труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает её от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.
При фронтальном обучении осуществляются связи учителя со всей группой учащихся. Учитель постоянно и одинаково воздействует на всех учеников.
Ответную реакцию (хотя бы исходящую от одного ученика) учитель воспринимает как реакцию всей группы.
Лекция - наиболее распространенный пример фронтального обучения, требует полного прекращения контакта между учащимися, подчинения требованиям дисциплины.
Так что и фронтальные работы влекут за собой десоциализацию обучения. Конечно, без фронтальной работы в школе не обойтись - учитель должен объяснить материал всему классу, но это не должно занимать много времени (10-15 минут для изложения основного материала).
Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися.
Учитель устанавливает, организует и поддерживает эти связи (например, интегральная технология В.В. Гузеева).
Простейший вид коллективной работы - работа в парах, эта форма коллективной работы может занять достойное место на уроках по любому предмету.
Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков.
Уже первый этап любой групповой работы - разделение учеников и формирование групп - позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы.
Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Способы формирования ученических групп
№
Способ формирования группы
Достоинства
Недостатки и пути их преодоления
1
По решению учителя
Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)
Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся (необходимую информацию может дать социометрия)
2
По желанию учеников
Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше
Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)
3
По знакам Зодиака
Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников
Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все трины представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп
4
По набору лидеров (первым по рейтингу 3 - 5 ученикам представляется право набрать себе группы)1
Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда
Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета
5
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей)
Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп
Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована
6
По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам
Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава
Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет
1. Обычно это делается так: эти 3 - 5 первых по рейтингу выходят к доске и по очереди вызывают к себе в группу одного из сидящих в классе учеников. Кстати, интересный способ ранжирования учеников - силами самих учеников, по их мнению.
Что же положительного дают такие уроки?
Ребятам очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету.
Каждый ученик выбирает себе тот темп, который ему больше подходит, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял.
Обучение идет индивидуально.
Способствует развитию самостоятельности.
Материал снабжен рисунками, различная цветовая гамма, звуковое сопровождение, если это возможно, все это оказывает положительное воздействие на ученика.
Сочетается контроль и самоконтроль.
Дает возможность быстро и эффективно тестировать Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. - 2008. - №12. - С28-36..
Целевой компонент модели методики развития исследовательских умений на уроках биологии определяется социальным заказом и гуманистической парадигмой современного образования, выводит развитие исследовательских умений школьников в образовательном процессе по биологии на уровень специальной задачи биологического образования. Целевой компонент актуализирует проблему развития исследовательских умений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6