Рефераты. Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста

Вместе с тем при переходе образовательных учреждений к рыночным условиям налицо становится потребность применения маркетинговых элементов, которые при правильном использовании помогают выбраться из кризиса образования.

Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов (на примере исследований, проведенных в г.Асбесте)

В этом параграфе представлены результаты исследований по изучению востребованности в допрофессиональной подготовке старших классов. Эмпирические оценки строились на основе вторичного анализа данных исследования, проведенного администрацией Межшкольного Учебного Комбината №1 в апреле 2005г Данные исследования находятся в архиве МУК-1 г. Асбеста., а также на основе собственного проведенного исследования в МУК-1. Выводы будут распространяться только на участников данных исследований.

Недостаток вторичного социологического анализа в том, что он базируется на данных, которые не были предназначены специально для данной темы. И все же, нам считается возможным использовать некоторые данные. Цель этого исследования - выяснить профессиональные планы учащихся 9-х классов и удовлетворенность образовательными услугами. В нем участвовали ученики 9-х классов профилей МУК-1 - «Основы художественно-оформительского дела», «Основы педагогических знаний», «Машинопись и основы делопроизводства», «Хозяйка дома», «Автодело». Всего анкетным методом было опрошено 148 учащихся. Для нашей работы выборка была составлена из респондентов, которые планируют продолжить обучение в школе - 87 человек (учащиеся каждого профиля попали в эту выборку).

Другое исследование было проведено нами в Учебном Комбинате в мае 2005г. Цель исследования - выяснить потребность родителей выпускников средней школы в допрофессиональном образовании. Предмет исследования - востребованность в допрофессиональной подготовке (Программу исследования см. в Приложении 1).

В опросе участвовали родители учащихся 9-х классов профилей МУК-1. Выборка составила 45 человек. При расчете выборочной совокупности использовалась двухступенчатая квотная выборка: на 1 ступени квотный признак - планы ребенка продолжить обучение в 10 классе (87 чел.); на 2 ступени - наличие домашнего телефона (45 чел.) (статистические данные предоставлены администрацией Учебного Комбината).

В опросе принимали участие 3 мужчин и 42 женщины; имеющие образование: общее - 5 человек, начально-профессиональное - 4 человека, среднее специальное - 23 человека, высшее - 13 человек. Ежемесячный семейный доход респондентов составляет: до 2000 руб. - 18 человек, до 3000 руб. - 19 человек, до 4000 руб. - 6 человек, до 5000 руб. - 1 человек и свыше 5000 руб. - 1 человек.

Телефонный опрос был выбран нами как основной метод исследования. На наш взгляд именно этот метод даст наибольшую вероятность участия родителей в исследовании. Но есть и свои недостатки - телефонный опрос не должен продолжаться более 15 минут, поэтому при составлении анкеты это условие бралось во внимание (Бланк анкеты см. в Приложении 2).

Анкеты были обработаны компьютерным способом.

После пилотажного исследования можно сделать выводы о качестве инструментария, а также, о процедуре проведения исследования:

Телефонный опрос продолжался 10 минут и усталости у респондентов не вызвал.

Время для анкетирования было выбрано удачно - с 18-20 часов. С некоторыми респондентами время опроса оговаривалось индивидуально. Тем самым, нам удалось опросить всех респондентов.

Психологический климат был доброжелательный, поэтому некоторая настороженность родителей к середине интервью исчезала.

Чувствовалась актуальность данной темы (допрофессиональное образование детей), т.к. многие родители комментировали свои ответы, высказывали свои пожелания и опасения; некоторые просили консультации по работе Учебного Комбината.

У респондентов возникали трудности при ответе на вопрос «Для Вас допрофессиональное обучение в МУК-1 это…». Предложенные варианты ответа были сложны для восприятия. Необходимо в дальнейшем подумать о более простом варианте.

Для родителей было не легко сориентироваться в сумме оплаты образовательных услуг.

При проведении исследований была собрана информация, которую мы постараемся проанализировать.

Как отмечалось ранее, Учебный Комбинат находится на рынке образовательных услуг. На каждом рынке имеются конкуренты. В нашем случае конкурентами МУК-1 являются училища, лицеи, колледжи и техникум г. Асбеста. Именно в эти учебные заведения идет отток школьников - только 59% опрошенных девятиклассников придут в следующем учебном году в Учебные Комбинаты Исследование «Выпускник средней школы 2005» г.Асбест. МУК-1..

Обучение в старших классах во многом зависит от планов учащихся после школы (см. Приложение 3). Из ответов респондентов видно, что большинство учащихся планируют поступать в вуз. При чем, высшее образование планируют дать своим детям родители с разным уровнем образования и семейным доходом: общее образование - 60%, среднее специальное - 61%, высшее - 76%; доход - 2000 - 5000 руб. Среднее специальное образование - в основном родители с начально-профессиональным образованием (50%), общим образованием - 40%, средне специальным - 26%; доход - 2000 - 4000 руб. Начально-профессиональное - малый процент родителей со средне специальным образованием (4%) и доходом до 2000 руб. Сегодня респонденты желают дать своим детям высшее образование, не смотря на материальные трудности. Из неформальной беседы с одной из мам: «Ведь без высшего образования сегодня - никуда». Установка респондентов на получение высшего образования, как нам кажется, играет роль при выборе профиля в Учебном Комбинате.

Прежде чем выяснить, какие профили будут востребованы в новом учебном году, необходимо установить - определились ли учащиеся с профилем (см. Приложение 4). Из ответов мы видим, что большинство учащихся сориентировались в выборе профиля - 71%.

Какие же профили будут востребованы в новом учебном году? При ответе на этот вопрос у учащихся и их родителей наблюдаются небольшие разногласия (см. Приложение 5 и Таблицу 1).

Таблица 1

Востребованность респондентами профилей Учебного Комбината (в % от числа опрошенных)

Профили Учебного Комбината

Ответы респондентов (в % от числа опрошенных)

Учащиеся

Родители

«Хозяйка дома»

«Основы швейного производства»

«Основы художественно-оформительского дела»

«Основы педагогических знаний»

«Машинопись и основы делопроизводства»

«Основы медицинских знаний»

«Основы программирования и вычислительной техники»

«Основы слесарного дела»

«Основы животноводства»

«Основы технического черчения»

«Электромеханика и автодело»

«Экономика предприятия и бухгалтерский учет»

«Кондитерское производство»

9

0

26

10

38

5

9

0

0

2

16

2

5

3

3

19

16

25

9

19

0

0

3

9

16

0

Как видно из таблицы 1, составленной из ответов учащихся Исследование «Выпускник средней школы 2005» г.Асбест. МУК-1. и их родителей, складывается следующая картина: большой поток учеников ожидается на профиле «Машинопись и основы делопроизводства», немного меньше желающих на профиль «Основы художественно-оформительского дела». Имеются небольшие разногласия между детьми и родителями при выборе профилей «Автодело» и «Основы педагогических знаний», «Хозяйка дома». Ни одна из групп не отметила профили «Основы слесарного дела», «Основы животноводства». Взгляды на обучение на других профилях у детей и их родителей сильно отличаются: так, 3% родителей считают, что их дети будут учиться на профиле «Основы швейного производства», в то время, как ни кто из школьников этот профиль не отметил; 19% родителей отметили «Основы программирования и вычислительной техники», а учащиеся - лишь 9%; также не совпадение мнений по профилям «Экономика предприятия и бухгалтерский учет» и «Кондитерское производство».

Но соответствуют ли выбранные профили дальнейшему профессиональному росту учащихся? (см. Приложение 6).

Из диаграммы мы видим, что выбранные профили соответствуют дальнейшим профессиональным планам учащихся. При дополнительном анализе можно отметить - большее соответствие у тех респондентов, кто планирует поступать в колледж - 75%, в вуз - 57% и в техникум - 25%. Таким образом, при выборе профиля, большинство учащихся ориентируются на свои дальнейшие профессиональные планы.

Что касается информированности родителей о планах своих детей, то можно отметить - находится на высоком уровне. Это подтверждают и ответы респондентов (см. Приложения 3, 4, 6): 80% родителей знают о выборе профиля, 81% - о соответствии (или не соответствии) профиля дальнейшему профессиональному образованию ребенка, а также 98% знают о планах после школы.

Информированность же родителей о работе Учебного Комбината в старших классах оставляет желать лучшего. О том, что в старших классах предлагаются дополнительные платные образовательные услуги знают только 49% респондентов (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Знание о предложении дополнительных образовательных услугах (отн., %)

Знание о дополнительных образовательных услугах

Ответы респондентов (отн., %)

Знаю

Не знаю

49

51

Всего

100

Но с профилями они знакомы (см. Приложение 7). Согласно диаграмме, знают все профили - 23% опрошенных, только некоторые - 64%.

Как нам кажется, такой уровень владения информацией заключается в том, что родители редко встречаются с коллективом МУК-1. Это подтверждают и ответы на вопрос «От кого Вы получаете информацию о работе МУК-1?» (см. Приложение 8).

Как видно из диаграммы, большинство респондентов получают информацию от ребенка, в меньшей степени - от сотрудников Учебного Комбината и классных руководителей, а от друзей и коллег - лишь малый процент. И все же в этом есть свои положительные стороны - идет обращение производителя образовательных услуг к потребителям.

При ответе респондентов на вопрос «Является ли допрофессиональное образование сегодня человеческим капиталом» мнения родителей разделились следующим образом (см. Приложение 9): 50% респондентов отнесли данный тип образования к человеческому капиталу, 21% - к культурному капиталу, 19% - к символическому капиталу, 2% - экономическому. А 8% опрошенных считают, что это пустая трата сил, времени и денег.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.