Рефераты. Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста

По мнению П. Бурдье, распределение капиталов между агентами проявляются как распределение власти и влияния в этом пространстве. Позиции агентов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов. Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает персонально, что дает агенту власть над теми, у кого этого капитала меньше или кто его лишен. В определенном поле культурный капитал (дипломы, знания, культурные коды, уровень речи, манеры), социальный капитал (связи, сети влияния) и символический капитал (честь) являются столь же важными ресурсами, что и экономический капитал (финансы, наследство) для определения и завоевания социальных позиций. Неравное распределение капиталов объясняет различные стратегии действующих лиц и способов подхода к ситуации.

По мнению исследователя Т. Стоуньер, человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалификационная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме того, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С.394..

Возникновение теории «человеческого капитала» связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть этой теории, по словам Дж. Кендрика, состоит в том, что одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду. К нематериальным формам богатства экономисты относят накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии Дж. Кендрик Совокупный капитал США и его формирование. под ред. А.И. Анчишкина. М., 1978. С.8..

Теория «человеческого капитала» получила развитие и в России. А.И. Добрынин под человеческим капиталом понимает имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999. С.42..

По словам другого отечественного социолога С.А. Дятлова человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб., 1996. С.38..

С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал - затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М., 2000. С.400..

Таким образом, в рамках экономических исследований и, в частности, в современных исследованиях по экономике труда под «человеческим капиталом» понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. При этом человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и квалификацию.

Понятие «человеческого капитала» применяют не только в экономике, но и в других науках, в частности, в социологии. Это позволяет изучать не только многие рыночные явления, но и понять роль социальных институтов.

В социологии, как уже было отмечено раньше, разработкой данной теории занимался П. Бурдье. Остановимся более подробно на культурном капитале. Из трудов ученого См. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Т.3. №5. ноябрь 2002 // http // www.ecsoc.msses.ru видно, что культурный капитал в своем основном состоянии связан с телом и предполагает некое инкорпорирование. Этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени - непосредственно самого инвестора. Это невозможно сделать через вторые руки - это работа над собой (самосовершенствование), предполагающая собственные усилия. Это инвестирование, прежде всего, времени.

Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах, может передаваться материально. Однако культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами, воплощается и инвестируется как орудие, как средство борьбы на полях культурного производства.

Наделяя культурный капитал институциональным признанием, академическая квалификация делает возможной сравнение квалификации его владельцев, позволяет установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталом.

Возможность конвертации различных типов капиталов служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала. Трансформация экономического капитала в культурный предполагает затраты времени, возможные благодаря обладанию экономического капитала. Это обеспечивает передачу данного капитала и откладывает выход на рынок труда путем продолжения образования - вложения, приносящего плоды в лучшем случае в очень долгосрочной перспективе.

Другой социолог В.В. Радаев, на основе работ П. Бурдье, предлагает иную классификацию капитала См. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертации // Экономическая социология. Т.3. № 4. сентябрь 2002 // http // www.ecsoc.msses.ru

- экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический капитал.

Из всех выше перечисленных форм нас будет интересовать «человеческий капитал» (напомним, что это понятие ввел Г. Беккер). В.В. Радаев так раскрывает смысл этого вида капитала: «В своем инкорпорированном состоянии человеческий капитал представляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход» См. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертации // Экономическая социология. Т.3. № 4. сентябрь 2002 // http // www.ecsoc.msses.ru. В отличие от культурного капитала, человеческий капитал - рефлексивное знание, имеющее логическую структуру.

В вещной форме этот капитал существует в виде корпуса обучающих текстов и практик, призванных транслировать специфические знания и демонстрировать процедуры выработки новых навыков. А в институционализированном состоянии он подкрепляется системой формальных сертификатов, включающих дипломы, разряды, лицензии, патенты, свидетельствующие о получении искомых знаний и навыков.

Человеческий капитал непосредственно связан с социально-профессиональной стратификационной системой, в которой группы делятся по наличию образования и профессиональной квалификации, условиям и содержанию труда, образующими границы между профессиями и специальностями.

«Подобно культурному капиталу, человеческий капитал не передается в одночасье, сертификаты не обмениваются и не передаются от одного человека к другому. Накопление человеческого капитала требует относительно длительного процесса образования» См. там же. .

Под воздействием теории человеческого капитала сформировался иной взгляд на образование. Это подтверждают и работы П. Бурдье «Наследники», «Воспроизведение» и др.

Таким образом, мы видим, что человеческий и символический капитал становятся ведущими факторами развития современного общества. А значит, им и институтам, их обслуживающих, должна оказываться максимальная государственная поддержка. Это должно стать важной составляющей социальной политики, что в свою очередь даст возможность развития символического и, следовательно, человеческого капитала. Такие возможности в каждом обществе имеют институционализированный характер. Это институт образования. Именно от его состояния зависит во многом качество человеческого капитала.

1.2 Система образования в современной России

Система образования - обязательный элемент современного общества. В настоящее время возрос социальный интерес к проблемам образования, в том числе к определению понятия «образование».

Так, государство понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) Закон РФ Об образовании. М., 1996. С.1..

В педагогической науке принято рассматривать образование как:

процесс - это освоение в образовательных учреждениях, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

результат - это достигнутый уровень в освоении знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений;

система - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. М., 2002. С.7..

В социологии под образованием понимается:

социальный институт;

определенный вид деятельности;

ценность.

Процесс образования рассматривается различными науками. И у каждой науки свой подход. Например:

социальная философия исследует образование как специфическое общественное явление, возникающее и развивающееся во взаимодействии общественного бытия и общественного сознания;

педагогика - как специфический образовательный и воспитательный процесс;

экономика - как отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров;

социология - рассматривает образование как специфический социальный институт, как специфическую деятельность и ценность.

Вопросы процесса образования в социологии рассматривает такая отраслевая наука, как социология образования. Социология образования - самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования.

В рамках социологической науки выделяются 3 группы подходов к образованию:

Институциональный подход - он разработан Ф.Р. Филипповым, В.Н. Турченко и др. В данном подходе образование исследуется как социальный институт, его функции и взаимодействие с обществом, прежде всего с социальной структурой.

Деятельностный подход - разработан В.Н. Шубкиным и др. Образование исследуется как сфера социальной активности индивидуума и социальных групп, прежде всего молодежи, как особую деятельность всех социальных субъектов, связанных с образованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.