Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет
Отделение социологии
Кафедра теоретической и прикладной социологии
Выпускная квалификационная работа
Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста
Екатеринбург
2009
Оглавление
Введение
Глава I. Допрофессиональная подготовка, как элемент общего образования
1.1 Образование как капитал
1.2 Система образования в современной России
1.3 Межшкольный учебный комбинат как элемент института образования
Глава II. Допрофессиональная подготовка и рынок образовательных услуг
2.1 Маркетинг образовательных услуг
2.2 Востеребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов (на примере исследования, проведенного в г.Асбесте)
Заключение
Список литературы
Приложения
Образование - тема для науки не новая. Она десятилетиями обсуждается социологами, педагогами, писателями, общественными и государственными деятелями. Но и в наше время она остается актуальной. Сегодня вопрос об образовании стоит наиболее остро, так как нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. В цивилизованном обществе судьба человека, его биография и карьера зависит от двух основных факторов - здоровье и качества полученного образования.
Многие ученые, в том числе и социологи, рассматривали систему образования. Так, Э. Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры; К. Маркс раскрыл связь содержания и функций образования с классовой структурой общества; Р. Коллинз показал влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов; Т. Парсонс проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы; А. Турэн проследил взаимодействие системы образования, особенно университетов, с ее социокультурной средой. В становление отечественной социологии образования внесли вклад П.Н. Милюков, который рассматривал социальные вопросы истории просвещения России, начиная с Древней Руси; Л.С. Выготский проводил исследования в области педагогической психологии; П. Сорокин изучал профессиональную социализацию молодежи, профессиональную стратификацию и мобильность.
Сегодня в отечественной социологии накоплен большой опыт теоретических и практических исследований в области образования - М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин, Л.Я. Рубина и другие исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала мобильности. Накоплен материал и в сфере школьного образования: Г.А. Чередниченко - дифференциация в сфере общего образования; ВНИК 'Школа', В.С. Собкин, Э.Д. Днепров - диагностика состояния среднего образования; Л.Г. Борисова - проблемы средней школы и учительства. В этих работах рассматриваются жизненные и профессиональные планы учащихся, их отношение к школе, к проводимым реформам, социальное и психологическое самочувствие субъектов образовательного процесса. Тема же допрофессиональной подготовки школьников освещается очень мало. Но именно эта проблема волнует коллектив Учебного Комбината г. Асбеста. В наши дни Межшкольный Учебный Комбинат №1, как и многие другие образовательные учреждения, выходит на рынок образовательных услуг. Что предложить сегодня потребителям, в каких образовательных услугах нуждаются учащиеся и их родители? Данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Это и повлияло на выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект - выпускники средней школы и их родители.
Предмет - востребованность в допрофессиональной подготовке выпускниками средней школы.
Цель работы - выявить потребность выпускников средней школы в допрофессиональном образовании.
Для достижения цели будут решаться следующие задачи:
Выявить ценность образования в современной России.
Рассмотреть систему образования в России.
Познакомиться с работой Межшкольного Учебного Комбината №1.
Выявить ценность маркетингового подхода в образовании.
Установить потребность выпускников средней школы и их родителей г. Асбеста в допрофессиональном образовании.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе рассматриваются проблемы образования. Ценность образования рассматривается через призму теории человеческого капитала. Проводится анализ понятий «образование», «профессиональное образование». Рассматривается современная система образования в России, функции образования. Анализируются причины появления Учебных Комбинатов, а также положение Комбината в системе образования и на рынке образовательных услуг.
Во второй главе рассматривается ценность экономических подходов для существования современной системы образования. Анализируются результаты исследования, проведенные в Межшкольном Учебном Комбинате №1, по выявлению потребности в допрофессиональном образовании. Анализируются результаты собственного исследования.
Тема образования, как уже отмечалось ранее, волнует все общество. Но влияние образования на становление человеческого капитала стало рассматриваться только с середины 20 века. Именно в это время учеными, среди которых был Г. Беккер, была разработана теория человеческого капитала. Разработкой этой концепцией также занимались О. Тоффлер, Т. Стоуньер, Дж. Кендрик, П. Бурдье (вводит в научный оборот понятие капитал) и др.; среди российских исследователей - А.И. Добрынин, С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова, В.В. Радаев и др. Суть этой теории заключается в том, что инвестиции в образование создают человеческий капитал подобно тому, как затраты на оборудование создают основной капитал. Именно эта концепция послужила толчком к пересмотру взглядов на систему образования.
Для понимания системы образования в России мы воспользовались работами Г.В. Осипова, Д.Е. Яковлева, В.И. Чесноковой, где они раскрывают суть образования с точки зрения педагогики, социологии, показывают структуру системы образования; Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков - дают классификацию функций образования; Ф.Р. Филиппов, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин, Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Л.Я. Рубина раскрывают социологические подходы к изучению образования (при чем подход Л.Н. Коган, В.Я. Нечаева и Л.Я. Рубиной отмечает образование как ценность, как капитал). Также, использовались нормативные документы - Закон Об образовании, Концепция модернизации образования на период до 2010 года.
Для знакомства с деятельностью Межшкольного Учебного Комбината №1 (МУК-1) были использованы нормативные документы Учебного Комбината - Устав Асбестовского муниципального образовательного учреждения МУК-1, Положение о взаимодействии между Управлением Образованием (УО), образовательными учреждениями (ОУ) и МУК по реализации Образовательной Области (ОО) «Технология» и организации профориентационной работы на территории г. Асбеста, Закон Об образовании. При чем, МУК-1 рассматривался нами как социальный институт, т.е. был использован институциональный подход, разработанный Ф.Р. Филипповым и В.Н. Турченко.
Тема использования маркетинга в образовании появилась в России в конце 20 века. Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере приложения. Поэтому для знакомства с основными теоретическими понятиями маркетинга мы воспользовались работой Ф. Котлера.
Для лучшего понимания проблем школьного образования мы использовали статьи из журналов Социс, Экономический журнал, посвященные данной теме; а также результаты исследования «Выпускник средней школы 2005», проведенного в МУК-1 г.Асбеста.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образования и формирования человеческого капитала.
Понятие «человеческий капитал» вошло в научный лексикон сравнительно недавно (в середине 20 в.) вместе с теорией человеческого капитала. Главные направления данной теории были сформулированы виднейшими исследователями: Г. Беккер, У. Боуэн, Т. Шульц и др. В это время, в эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник и его знания и умения. Именно эти факторы определяют качество внедрения инноваций и их разработки. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов.
Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала» - только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер использует понятие «символического капитала - знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.
Однако в научный оборот это понятие вводит французский социолог П. Бурдье. В основании этого нового типа капитала лежит уровень образования, а само обращение к этому термину свидетельствует о коренных изменениях социальной системы. Понятия «капитал», разработанный К. Марксом, становится явно недостаточно для того, чтобы анализировать процессы, происходящие в современном обществе.
При рассмотрении П. Бурдье природы различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенных позиций в поле, привело его к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, три категории капиталов:
экономический капитал - обладание материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова;
культурный капитал - образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации;
социальный капитал - ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующих связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы, обладающей определенной властью и способной оказать «услугу за услугу» (семья, друзья, церковь, ассоциация и т.п.).
А также символический капитал - разновидность социального - обладание определенного авторитета, репутации. Это капитал признания группой равных и внешними инстанциями Шматко В.А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // Социс. 2003. №8.С.115..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7