Для выяснения тех проблем, с которыми младший школьник сталкивается в семье и которые так или иначе отражаются на его поведении в классе, заинтересованному учителю полезно на одном из уроков дать задание нарисовать свою семью. Ценность этого проективного рисунка в том, что в нем отображается то, что ребенку трудно рассказать словами, что может составлять источник, эмоционального напряжения. Общая атмосфера в семье, отношение к нему других родственников (не столько, какие они в реальности, сколько, как он их воспринимает) проявляются в цветовой гамме, размере фигур, расстоянии между членами семьи, расположении самого ребенка, сюжетной ситуации. Насторожить должны рисунки, на которых отсутствуют реальные члены семьи или сам ребенок, если фигуры изображены непомерно большими или очень маленькими, если используются преимущественно мрачные черно-серо-сине-коричневые тона или контрастные, "кричащие" цветовые сочетания, если линии чересчур тонкие, слабые, прерывистые или жирные, "лохматые", с густой неровной штриховкой. В любом случае информация, полученная с помощью этого теста, может стать поводом для размышления и обсуждения с родителями.
Ребенок приходит в начальную школу с определенным состоянием психического здоровья. В задачи школы и семьи входит обеспечить условия для дальнейшего полноценного психического развития детей. Основная роль в профилактике психического здоровья младшего школьника отводится индивидуальному подходу. Только учитель, представляющий себе объем психологической проблематики своих учеников и проявляющий максимум внимания к их учебным достижениям и слабым местам, личностным особенностям и поведенческим нарушениям, активно сотрудничающий с семьей, вправе рассчитывать на эффективность своего труда.
3. Моделирование воспитательной системы
Построение воспитательной системы начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Этот метод широко используется в научной и практической деятельности.
Многовековой опыт использования метода моделирования в науке и технике, несомненно, полезен и для педагогических работников. Но при этом надо отчетливо понимать, что моделирование воспитательных систем существенным образом отличается от моделирования технических систем. Оно имеет следующие отличительные черты: субъект моделирования является компонентом моделируемой системы; субъект формирования модельных представлений, как правило, участвует и в процессе их реализации; значительная часть совокупного субъекта моделирования не обладает профессиональной подготовкой к деятельности по созданию модели; - воспитательная система как объект моделирования включает в себя разнокачественные элементы, так как состоит из компонентов человеческого, вещного и идейного характера; объектом моделирования выступает воспитательная система как самоорганизующееся и саморазвивающееся явление, что обусловливает формирование постоянно изменяющихся модельных представлений о нем и детерминирует относительную незавершенность и непрерывность процесса моделирования; успешность реализации модельных представлений зависит не только от качества разрабатываемой модели, но и от того, как протекал процесс ее разработки.
Совокупность перечисленных отличий может быть признана основанием для рассмотрения моделирования воспитательных.
Моделирование воспитательной системы с младшими школьниками - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения (33, 12). Моделирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как процессуальную систему, составными частями которой являются:
§ субъект моделирования;
§ объект моделирования;
§ процесс деятельности по формированию модельных представлений о воспитательном процессе в классе;
§ модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе воспитания и организации жизнедеятельности классного сообщества (там же).
В качестве субъекта моделирования воспитательной системы выступает классное сообщество - классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса. Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса и администрации образовательного учреждения, выступающего в роли руководящего направляющего и контролирующего органа. Необходимость выполнения учащимися субъектной роли в деятельности по созданию модели воспитательной системы обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, учащиеся - это значительная часть классного сообщества, их интересы, потребности и устремления должны в максимальной степени учитываться при формировании модельных представлений о целях, принципах, формах и способах организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
во-вторых, так как самодеятельность имеет решающее значение
для формирования личности учащихся, то следует создавать условия для ее проявления на всех этапах жизнедеятельности классного сообщества, включая и период моделирования;
в-третьих, учащиеся способны анализировать и оценивать многие стороны жизни в классе, вносить конструктивные и оригинальные предложения по ее улучшению (16, 29).
Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на проблемы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных и лей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей.
Объектом моделирования является воспитательная система класса. Чтобы сформировать целостный и адекватный образ создаваемой системы, целесообразно использовать компонентный механизм моделирования. Суть ее и заключается в том, что при формировании модельных представлений объект моделирования целенаправленно устремляет свой взор и действия па проектирование пяти основных компонентов, описание которых дано в предыдущем параграфе. Это позволяет отобразить в модели наиболее важные стороны воспитательной системы ее индивидуально-групповые, ценностно-ориентационные, функционально-деятелыюстиые, отношенческо-коммуникативные и диагностико-результативные характеристики. Практика применения компонентного механизма моделирования показала, что данный механизм эффективен, надежен и прост.
В процессе моделирования воспитательной системы можно выделить три основных направления совместной деятельности педагога со своими коллегами, учащимися и их родителями (33, 24):
§ изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
§ проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
§ сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка. Возможно использование определенного блока форм методов и приемов при построении воспитательной системы (5, 12), рассмотренных в таблице 1.
Таблица 1. Направления деятельности в воспитательной системы образовательного учреждения начального звена
Основные направления деятельности
Задачи деятельности
Средства реализации
задач
Изучение внутреннего мира учащихся, отношении, общения и деятельности в ученическом коллективе
1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений
3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности
4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса
1.Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений, учащихся класса
2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение»
3. Тестирование сформированности коллектива по методикам, «Какой у нас коллектив», «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе»
4. Смотр сочинений «Моя семья», «огонек» «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи»
5. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности ученического коллектива
Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества
2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы
3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива
1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться»
2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети =?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию воспитательно-развивающей среды личности ребенка
1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально психологической и нравственной атмосферы в классе
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества
1.Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам
2. «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11