Рефераты. Воспитание и обучение дошкольника. Подготовка к обучению грамоте и арифметике

Обуч-е диалог.речи. Беседа как метод обуч-я. Диалог-форма социальн.взаимодействия людей между собой; особенность-обду-мывание фразы как единицы высска-зывания происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в Д требует форм-я особых умений: воспринимать услышанное; понимать осн.мысль собеседн.;формулир-ть собств.мысль; прав-но исп-ть язык.ср-ва; контролир-ть собств.речь. Д/уме-ния: 1.собственно речевые умения (вступать в общение; поддерживать его); 2.умения реч.этикета (обраще-ние, просьба); 3.умение общаться в паре, группе; 4.невербальные умения(мимика, жесты). Коммуни-кат.умения по возр/гр: мл/дошк-ки д.уметь: 1.вступать в общ-е, 2.выра-жать просьбу, 3.отвечать на вопросы, 4.здороваться и прощаться; ср/дошк: 1,3,уч-ть в коллект.беседе, расска-зывать о своих наблюд-х, общаться с незнаком.людьми, встречать гостей; ст/дошк: в разн.формах отвечать на вопросы, учавст-ть в общ.беседе, формулир-ть вопросы, рассказ-ть о книгах, фильмах,играх. Осн.форма-разговор вос-ля с детьми(учитывать возр.особ-ти, интересов, уровня реч.развития, н.непринуждённость). Беседа-целенаправленное обсуж-дении чего-либо, организованный диалог на заранее выбранную тему. Типы бесед (от цели): 1.Б, напрвленная на систематизацию и уточнение представлений о жизни; 2.для более полного восприятия действи-ти; 3.способствующая развитию логич.мышления на основе сравнения и анализа; 4.сочетающая задачи развития речи и культуры поведения; 5.развивающая умения по формулир-ю собств.мыслей; 6.обучающая про-граммированию выска-зывания. Клас-сификация бесед (Флерина) (от дид.задач): 1.вводная (выявляет опыт р-ка, побуждает к предстоящ.деят-ти), 2.сопутствующая (сопровожд.) (стиму-лирует и направляет деят-ть р-ка на накопление собств.опыта); 3.за-ключительная(обобщающая) (систе-матизирует, уточняет и расширяет знания детей).

Методика худ.чтения и рассказыва-ния детям. Конина - типы зан-й: 1.чтение(рассказывание) одного произв-я; 2.чтение неск.произв-й, объединённых одной темой(Весна), единым образом(2 сказки о лисе), одного жанра(стихи); 3.объединение произв-й, принадлеж-х к разн.видам искусства(чтение текста и рассматри-вание картины; чтение и музыка); 4.чтение и рассказывание с исп-ем нагляд.материала(с игр-ми «Три мед-ведя»; настольн.театр; кукол.театр; диафильмы, кинофильмы); 5.чтение как часть зан-я(в процессе беседы о школе чтение стихов; повторное чтение). Методика проведения зан-я в неск.этапов: 1.подготовка вос-ля и детей к слушанью текста; проведение занятия; беседа о прочитанном; повторное чтение с исп-м иллюстраций. Подготовка вос-ля к зан-ю: выбор произв-я; определение задач и целей зан-я; работа над выразительностью; предварит.подго-товка детей(беседа). Беседа(о про-читанном): выявить эмоц.отношение к героям и событиям; мотивы поступ-ков; обратить вним-е на язык.ср-ва; вывод. Вопросы беседы: позволяющие узнать эмоц.отношение к героям и событиям; напрвлен.на выявление мотивов поступков; обращающие вним-е на язык.ср-ва; подводящие к выводам. При чтении научно-попул.книг беседа обяз-но сопровождает чтение. При чтении повестей н.прав-но разделить текст на части, не останавливаться на самом интересном. Мл/дошк: слушать текст до конца; понимать содержание и эмоц-но на него откликаться; понима-ние разл.жанров(сказка, стих-е). Ср/д: анализ содерж-я и формы лит.произв-я: развитие поэтич.слуха и образности речи; выссказ-ть своё отношение к персонажам, оценивать их потсупки; отвечать на вопросы. Ст/д: развитие устойч интереса к книгам; осознание идеи произв-я, потсупков героев и мотивов их произв-я; усвоение композиционных и звук.особенностей поэзии и прозы. Осн.методы: беседа; выборочное чтение по просьбе детей; рассматривание и беседа по иллюстр-м; исп-е диафильмов(кинофил.) с послед.рассказыванием; прослуши-вание грамзаписей; инсценировка лит.произв-й.

Методика заучивания стих-й. Заучивание стихов - ср-во умств. и эстет.восп-я. В стихе выделяют 2 стороны: худ.образ и поэтич.форма. Н.учить р-ка воспринимать обе стороны в единстве. Стихи д.б. с яркими конкретн.образами, т.к.мыш-ление отличается образностью(дети мысленно рисуют содерж-е). Заучи-вание стихов объединяет 2 процесса: слушание текста и воспроизведение. Задачи: добиться хор.запоминания; научить детей читать выразительно. Требования к заучиванию стихов: стихи уч-ся инд-но или мал.группами; целиком или по строфам, но не по строкам!; за 1зан-е нельзя выучить стих-е всеми детьми; следует повторять стих-е там, где это возможно(на прогулке, в играх), развивая потребность к слушанию и запоминанию стихов; н.учитывать инд.особенности детей, их вкусы, восприимчивость к рифме. Построение зан-я: 1.создание эмоц.настроя перед чтением стиха(беседа, музыка, картина); 2.ответы на вопросы детей или вопоосы вос-ля к детям(не по содержанию стиха!), объяснение непонятных мест; 3.повторное чтение с установкой на запоминание(более медл-е, с повторами и остановками); 4.воспризведение стих-я детьми(кто желает) - не оценивать с первого раза! Приёмы: игровые(Барто «Мячик» - игр.движ.с мячом); досказывание рифмующегося слова детьми; чтение по ролям; воспроизведение стихов методом игры(«Сказка о глупом мышонке») или с игр-ми; показ выразит интонации; упр-я на развитие техники речи. Мл/возр: чтение стихов обяз-но включается в процесс игры. Ср/возр: заучивание стихов - спец зан-е, в начале года - наглядность и игр.приёмы, к концу - обращается вним-е на сравнения, эпитеты, расставляются логич.ударения, паузы. Ст/возр: форм-ся умения осмысленно, отчётливо и ясно читать стихи. Зан-е усложняется за счёт более глубокого анализа.

Планирование работы по РР в д/с. Планирование работы - проектиро-вание РР кажд.р-ка, прогнозирование пед.воздействия и его результатив-ности. Принципы план-я: 1.реализация всех задач РР в их взаимосвязи(д.б. все разделы пр-мы по РР(звук.культура, словарь, грамм.строй речи, развитие связ.речи, знак-во с худ.лит-рой); 2.деятельностный подход к плани-рованию работы(с учётом коммуник. и др.деят-ти, основываться на самост-ти детей и б.связанной с игрой, бытом, трудом); 3.постепенное усложнение содержания, методов и приёмов реч.работы; 4.инд.подход к детям; 5.учёт конкретн.условий(общение в семье, диалект); 6.систематичность пед.воздействий. Эти пр-пы+общедид-е опред-т хар-р план-я. Виды план-я: перспективное(на 1мес. и более, учит-т взаимосвязь между разделами, обес-печивает систематичность, содержит перечень мероприятий, таблица, схема, картотека, текст); календар-но-перспективное(картотека зан-й, игр, дид.упр-й, развлечений; на 1мес.); календарное - осн.вид планирования (название зан-й, задачи и реч.умения, дид.материал, ход зан-я, организация детей(ск. и где). Особенности кален/план-я: утро - коллект.беседы с детьми(навыки общения, расширение кругозора, культура поведения, знак-во с худ.лит-рой); прогулка - словарн.работа, форм-е звук.культуры во время игр, дид.игры, общение со сверстниками; вечер - развлечения, игры(драматизации, инсценировки), инд.работа.

Подготовка к обуч-ю письму. Только в подг/гр. Содерж-е подготовки к письму опирается на интеллект.развитие, общереч.развитие, фонематич.слух, умения звук.анализа; осущ-ся в единстве с подготовкой к обуч-ю чтению. Осн.задачи: 1.развитие зрит.восприятия(выделение элементов целого и части); 2.развитие ориенти-рования в пространстве(вправо, влево); 3.ознакомление с правилами письма; 4.подготовка мелких мускулов рук; 5.умение сопровождать словесно свои дей-я; 6.обуч-е соблюдению гигиенич. требований(положение тетради, по-садка за столом, расстояние от глаз до листа). Методика. Подготовка к письму опирается на работу развития мелких мышц руки. Больш.знач-е имеет изодеят-ть, вырабатывающая аккурат-ть, координацию движ-й. Исп-е спец.упр-й: штриховка, обводка, рисование пред-в, напоминающих очертания букв. Упр-я по методике Монтессори: игры с мелк.игр-ми, пластилином. Рзвивают мелк.моторику рук игры «Лего», мозаика, конструкторы.

Диагностика реч.развития. Прежде чем притсупить к работе по РР, вос-ль знаком-ся с речью кажд.р-ка своей группы. Обследование: дважды - осенью(для планирования работы на год) и весной(подведение итогов). Вос-ль обращает вним-е на состояние звукопроизношения, словаря и фраз-овой речи. Если имеются реч.нару-шения, н.познакомиться с данными о здоровье р-ка, т.к.РР тесно связано с психофизическим развитием. Сначала вос-ль изучает р-ка на зан-х, в играх,где м.выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи, имеющиеся недо-статки речи(заикание, задержку РР). Обследование проводится с исп-ем спец.материала, который д.б. в кажд.группе: набор предметных картинок (10х10). Каждый из обсле-дуемых звуков д.нах-ся в начале, середине и в конце слова, т.к. в разн.положениях звук произносится неодинаково. Подбираются картинки для след.групп звуков: 1.звонкие согл.в,б,д,г; 2.свистящие с,сь,з,зь,ц; 3.шипящие ш,ж,ч,щ; 4.сонорные л,ль,р,рь; 5.звук J в конце и начале слога. На кажд.положение звука в слове вос-ль подбирает не менее 3 картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит р-к этот звук. Состояние словаря и фраз.речи вос-ль выясняет на зан-х по разн.разделам Прог-мы,используя сюжет.картинки такие, чтобы по ним м.б.составить предл-я из 2,3,4,и т.д.слов, и даёт их в порядке нарастающей трудности. Подготовив материал, вос-ль нач-ет обследование звукопроизношения: отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения; обращает вним-е на темп речи, чёткость, правильность произношения, звонкость голоса. В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесённые р-ком звуки, слова, фразы! Результаты обследования вос-ль записывает в тетрадь с указанием даты обсл-я. В тетради на кажд.р-ка отводят 1-2 страницы. Педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов строения артикуляц.аппарата(расщепление губы, нёба, неправильный прикус), т.к. такие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем записывается состояние звукопроизношения, состояние словаря. Проведённое обслед-е позволяет педагогу чётко представить общ.картину состояния речи кажд.р-ка. Составление сводной таблицы даёт возможность представить состояние речи детей всей возр.группы. В течении года вос-ль отмечает в таблице все изменения в речи детей, это наглядно показывает результаты его работы.

Вопросы РР в зарубежн.педагогике. В трудах древнегреч.филос. Платона, Сократа, Аристотеля упоминается о необх-ти РР детей и даются некот. практич.советы. Я.Коменский (в 17 в.) разработал первое в мире руков-во по дошк.восп-ю «Материнская школа»,в котором раскрыл задачи, содержание и методику восп-я детей в первые 6лет. 8глава - РР: до 3лет - вним-е правил.произношению, 4-5-6 - на основе восприятия вещей обогащение речи. Ср-ва РР: ритмич.прибаутка, стихи, худ рассказы, басни, сказки о животных. Даёт круг пред-в, с которы-ми следует знак-ть детей в соответ-ствии с их возрастом. Больш.вним-е - наглядности, послед-ти и постеп-ти усложнения материала. Песталоцци (швейц., 18-19 в.) раскрыл социальное, культурное и общепедаг-е знач-е родного языка. В обуч-и род/яз выделил 3 осн.задачи: 1.обуч-е звуку или ср-ву развития органов речи; 2.обуч-е слову или ср-ву ознакомления с отдельн.пред-ми; 3.обуч-е речи или ср-ву научиться ясно выражаться о пред-х. Кн.»Как Гертруда учит своих детей» - методика обуч-я в произноше-нии звуков, слогов, сявзывая это с послед.обуч-ем чтению. Заложил осно-вы частных методик начальн.образова-ния, многое развитее др.педагогами. НО переоценил возможности детей - на практике его упр-я носили утомительн., механич, формальный хар-р. В первой половине ХХ в. - немец.педагог Фребель- основатель обществ.дошк.восп-я. 1840г. - создан д/с. Язык р-ка разв-ся с раннего детства, предпосылка для его развития яв-ся богатство внутр.мира р-ка. Задача вос-ля - обогащение содержания жизни р-ка. Следует обозначать словами не только пред-ты, но и их св-ва, кач-ва, отношения друг к другу. РР связано с наблюдением и игрой. Известны его зан-я по сенсорн.восп-ю с исп-ем дид.материала(даров), которые способст-ли накоплению содержания речи, НО отличались сухостью, однооб-разием. Мария Морнтессори (италь., 19-20в.) - осн.задачи: восп-е мускулов, чувств и развитие языка(исправление дефектов речи, обуч-е грамоте). Достоинства метода Монт. - обеспече-ние сенсорн.основы для речи в про-цесссе упр-й и искусств.дид.материа-лом (кубы, цилиндры, вкладки, лоску-ты). Упр-я включали: 1.сенсорн.вос-приятие пред-та и его признаков; 2.распознавание пред-та по названию; 3.запоминание названий пред-та. На рзвитие прав.речи направлены гимнас-тика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Больш.место отведено сложе-нию слов из подвижн.букв и письму. Тихеевы критиковала метод Монт. За дидактизм, формализм, отсутствие вним-я к род.языку, к его роли как ср-ва социального восп-я, к влиянию речи окр-х.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.