Рефераты. Воспитание и обучение дошкольника. Подготовка к обучению грамоте и арифметике

Сущность подготовки к обучению грамоте: обучение составлению предл-й из 2-4 слов, членение такого же состава предл-я на слова, членение на слоги двух-трёхсложные слова с открытыми слогами (мА-ши-на) и составление слов из слогов; подведение к звук.анализу слова. В практических упр-ях закрепл-ся представления детей о предл-ии, слове, слоге, звуке.

Пересказ литер.произ-й. Пересказ - творч.воспроизведение лит/текста. Требования к подбору произв-й для пересказа: высокая худож.ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность и доступность содержания, небольшой объём(нар.сказки, корткие произв-я Толстого, Ушинского, Бианки, пришвина). План занятия: первичное чтение произв-я, беседа по вопросам, повторное чтение пересказ. Реком-ся использовать план пер-за. Важ.метод приёмы: вопросы восп-ля (помогают напомнить логику повеств-я, дополнить ответ р-ка, проанализировать ответ р-ка) и указания(подсказка, уточнение смысла выражения, слова, словосочетания). Мл/гр: подг/работа с целью выработки умения слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ восп-ля отд.слова и фразы. Обуч-е переск-ю нач-ся с простого воспроизв-я знак-х сказок с повтором (колобок, репка). Начало сказки р-к пересказывает самост-но, далее восп-ль напоминает текст,а р-к повторяет за ним 1-2 слова или целое предл-е. Постепенно переходятк переск-ю по вопросам. Исп-е кукол.театра, пальч.театра способст-ет развитию интереса к худ.произв-ям, лучшему запоминанию. Провод-ся инд.работа в утр. и вечер.часы. Ср/гр: рассказ-ют не только знаком.произв-я, но и впервые прочитанные; выразительно передают разговор действ.лиц; слушают пересказы др-х и замечают несоответствие тексту. Важн.метод.приём-оценка дет.пересказа(восп-ль!), отметить хорош.стороны и недостатки, обязательно поощрить, вселить уверенность! Ст/возр: уметь связно, послед-но,выраз-но пересказывать, без вопросов восп-ля, передавать диал.речь. Зан-е м.состоять из: 1.ввод.беседы, вопроса, выявл-го представл-я детей, рассматр-я иллюстр-и; 2.чтения лит.про-я; 3.беседы по содерж-ю и форме произ-я;(4-5 вопр.); 4.повтор.чтение(установка на вним.прослушивание); 5.пересказ. Объёмное произ-е м.переск-ть по частям. Каждый р-к должен быть вызван! Подг/гр: дети выбирают сказку из неск., придумывают продолж-е, драматизация.

Рассказывание по игрушкам. -оказывает больш.влияние на реч.раз-витие дошк-в. Мл/гр-прав.подбор игр-к!-одного наименования но раз-ные по внеш.виду, что обесп-т активизацию словаря и развитие с/р на основе использ-я приёма сравнения (рассматривание медвежат(2), срав-нение, рассказ-образец восп-ля, рассказ р-ка. Ср/гр - при рассматривании восп-ль за даёт больше вопросов о внеш.виде(цвет, форма, величина);качествах игр-ки, действий с нею, отношении р-ка к ней. Во 2 половине года - начинают составлять рас-з по плану, предлож-му восп-лем (какая игр-ка, из чего сделана, как с ней м.играть). Исп-ся рассказ-образец восп-ля, дид.игры (Петрушка, отгадай мою игр-ку: дети описывают игр-ки, петр.угадывает, о какой идёт речь). Когда дети науч-ся хорошо состав-ть опис.рассказы, м.предложить составить рассказ по набору игр-к(к кукле в гости пришли Мишка иЗайка). Ст/возр -состав-е опис.рассказов, сюжет.рас-в по одной игр-ке или по набору. На зан-и по сюжет.рас-ю м.ввести инсценировку. Особое вним-е удел-ся анализу рассказов, состав-х детьми: отмеч-ся интерес.сюжет, необычность пос-тупков персонажей, язык рассказа. Инт.рассказ м.записать в альбом и сделать к нему рисунок., м.показать инсценировку в мл/гр. В подг/гр м.составлять коллект.рассказы по набору игр-к, что форм-т друж.отно-шения, учит согласовывать свои действия с дей-ми др-х. После зан-я игр-ки остаются в игр.комнате.

Особенности усвоения звук.стороны речи дошк-ми. Исследованиями доказано, что невозможно прав-но сформ-ть звукопроизношение, не учитывая физиолог. Особенности р-ка: особенности строения и развития органов реч.аппарата. Причины реч. нарушений м.б.: органические (нарушения функций центр.нерв. системы)-неисправимы; функцио-нальные(не связанные с измене-ниями в отделах ЦНС)-обратимы; нарушение слуха. До 3л. несо-вершенна дыхат.система, недоста-точно развит артикуляц.аппарат, короче голос.связки, гортань, язык занимает большее место в ротов.полости и менее подвижен. К концу 5г.ж. строение артик.аппарата приближается к взрослому. Однако более половины детей к началу обуч-я в школе испытывают сложности в произнесении свистящих, шипящих, сонорных согл-х, имеют др.деффекты речи.

Рассказывание из опыта. Дети уч-ся исп-ть жизнен.опыт, передавать его в связ.повествовании.; форм-ся умение понятно, связно, послед-но излагать свои мысли без опоры на нагляд.материал. Основа расск-я из опыта-повседнев.жизнь детей. Вво-дится в ср/гр. Сначала организ-ся после рассматр-я картины, игрушки (кошка с котятами - рассказать о домаш.кошке). Дальше предлаг-ся близкие детям темы:Как мы провели праздник, Моя мама). Целесообразно проводить коллект.расск-е: восп-ли задаёт тему(что мы видели на экскурсии), план(сначала, как пошли на экск-ю, что нового увидели, что больше всего запомнилось); дети расск-ют, подбирая прав-е слова, восп-ль записывает за ними; зачитывает готовый рассказ, предлагает нарисовать рисунки к нему. Коллект.расск-е пров-ся и в своб.время (восп-ль заводит общий разговор, помогая выссказ-ся кажд.р-ку). В ст/возр расширяется тема-тика(явления обществ.жизни, труд взр-х), вводится тема природы. Виды рассказов:сюжет.рас-з на основе непосред-го восприятия или труда в природе; сюж-е и опис.рас-зы на основе бесед, чтения книг, рассматр-я картин; опис.рассказ на сонове сравнения разных времён года и описание пейзаж.картины; опис. рассказ о времени года;опис.рассказ об отдел.явлении природы. Исп-ся коллект.составление письма забо-левшему товарищу, что форм-ет заботл. и друж.отношение к сверст-никам. Необходимо рекомендовать родителям, где побывать с р-ком в выход. и празд.дни, затем составить альбом из дет.рисунков и рассказов, показать род-лям.

Творческое рассказывание. Варианты т/р: 1.придумывание продолжения и завершения рас-за: «Как Миша варежку потерял»Пеньевской - вос-ли чит-т незаконч.рассказ, задаёт вопросы(Как вы думаете, нашёл ли… Как это произошло? Кто помог?) Рас-зы не д.б.однообразны. М.б. как реалистичные, так и сказочные. 2.придумывание рас-за(сказки) по плану вос-ля: требует больше самостоят-ти, «Приключения ёжика» - Сначала расск-те, как ёжик собрался на прогулку, что интер-го увидел по дороге, придумайте, что с ним произошло; 3. Придумывание по теме, предл-й вос-лем(без плана) : р-к - автор, сам выбирает содержание, форму. Тема д.настраивать р-ка на сочинение рас-за. Некоторые рас-зы м.составлять серию(одна тема - кукла Лена) - новое платье, идёт в гости…) 4. Придумывание рас-за(сказки) на самост-но выбранную тему - самый сложный вид. Многое зависит от того, как вос-ль сумеет заинтересовать детей, создать у них эмоц.настроение. М.проводить под девизом: кто интереснее расскажет. Наиболее сложны опис.рас-зы о природе. Обучение идёт постепенно, под влиянием точных указаний педагога. План рас-ния о времени года(весна): погода; растения и деревья; животные; игры детей и труд взр-х. Зан-е нач-ся с загадки о времени года(просмотра иллюстр-й); при-думать определение к слову «небо», «солнце», «ручеёк»; составляется рас-сказ.

Роль книги. - ср-во умст., нравст., эстетич.восп-я; оказ-т огромн.влияние на развитие и обогащение речи р-ка. Открывает и объясняет жизнь общ-ва и природы, мир человеч.чувств и взаимоотн-й; обогащает эмоции, воспит-т воображение, даёт прекрасн.образцы рус.литер.языка(в стихах музыкальность, напевность, ритм-ть рус.речи; сказки - меткость и выраз-ть языка, богатство юмором, живыми и образными выраж-ми, сравнениями). «Программа восп-я»- задача: заложить любовь к худ.слову, уваж-е к книге;опред-ет круг произв-й худ.лит-ры для детей дошк.возр. Восп-ль д.владеть техникой чтения и рассказ-я, чёткой дикцией, ср-вами интонац.выраз-ти для того, чтобы донести до р-ка худ.произв-е как произв-е искусства, раскрыть замысел, передать эмоц.отношение к персонажам.

Ознакомление с предложением. Нач-ся с выделения предл-й из речи. Исп-ся картинки, игр-ки. Н-р: рас-з по картинке, на которой дети играют в мяч( восп-ль: Дети игр-т в мяч. Мальчик бросил мяч дев-ке. Дев-ка ловит мяч. О ком я сказала вначале? Что я сказала про детей? Про кого я сказала потом? Что я о нём сказала?.. В моём рассказе было 3 предл-я:1-..2-..3-.. Когда мы рассказываем о чём-нибудь, мы говорим предл-ми.) На др.зан-и предлаг-ся самост-но составить рас-з по картинке одному или неск.детям по очереди, вычленяя предл-я. Далее исп-ся упр-я: восп-ли называет слово, дети придумывают с ним предл-я; набор слов(бабушка, внучка, любит) - предл-е это или нет, как из них составить предл-е? (Саша, скажи предл-е про внучку. Маша, … про бабушку.) Эти задания подводят к пониманию того, что речь состоит из предл-й, о каждом предмете м.сказать предл-е. Далее всё более места занимают уст.упр-я и реч.игры. С целью более наглядно представить детям словесный состав предл-я восп-ли исп-ет схему:изображает слова и т.д. Затем дети сами состав-т схемы предл-й(один р-к; все дети; один произносит предл-е, др. составляет; восп-ль составляет схему, дети - предл-я). М.исп-ть линейку с окошками, внутри которой движется цветная планка - сколько произнесено слов, столько цв.окошек. Исп-ся игра «Живые слова» - 3детей стан-ся словами, остальные их расставляют в опред.порядке.

Методы и приёмы РР. Метод-способ взаимодействия взр-го с р-ком с целью передачи знаний, умений, навыков. Наглядные(источник зна-ний-нагляд-ть):осмотр, наблюдение, рассматривание, экскурсии) Словесные - исп-ся, восновном, в комбинации с нагл-ми. Практические (цель: научить детей на практике применять получен.знания, умения, навыки) -позволяют выявлять и опред-ть уровень реч.зн-й, ум-й, нав-в; всегда выступают параллельно со словесными, нагл-ми. Метод-совокупность приёмов: словесные (реч.образец, указание, объяснение, повторение, словесн.упр-я, оценка дет.речи, вопрос); наглядные (связанные с исп-ем наглядности, показом) сочетаются со словесными; игровые(повыш-т вним-е, активиз-т мыслит. и реч.процессы). В зависимости от интенсивности применения, от содержания ПР. м.б. осн-ми, ведущими, второстепенными, дополнительными; переходить один в др. в зависимости от ситуации.

Ознакомление со слоговым строением слова. Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового про-изнесения слова восп-лем. Сначала говорят «часть», а не «слово». (Можно ли произнести слово по частям? Произнесите слово «дети» по частям шёпотом, а Маша скажет его громко)Метод.приёмы: 1. Схемат. Изображение слогового состава анализируемого слова; 2. Подбор слов с опред.кол-вом слогов (вспомнить или по картинкам) - словесно или с помощью схемы; 3. Подбор слов с опред.слогом (ма, ба, во), место слога м.б.заданным, м.б.заданным и кол-во слогов в слове; 4. Подбор слов, начинающихся с опред.слога; 5. Перестановка слов в слове(камыш, мышка). М.исп-ть игру «Живые слова»,но составлять не предл-я из слов, а слова из частей. Обуч-е анализуслогового состава слова осущ-ся на двухсложных и трёхсл-х словах, но знакомят и содносл.словами - когда дети усвоят термин «часть»! Дид.игра: детям предлагается разложить картинки по кол-ву слогов, соответственно двум схемам; к кружку кладутся картинки, названия которых не делятся на части. Восп-ль при проверке задания подчёркивает, что эти слова нельзя произнести по частям, т.к. они состоят из 1 части. В обучение слог.анализу д.входить и элементарное ознак-е с ударением, но этот термин им не даётся. Восп-ль сообщает, что слоги в слове произносятся неодинаково: один из них более заметный, слышится лучше. Слово «мама» произносится обычно, затем - с подчёркиванием ударного слога, более длительно, потом с ударением на 2 слог - делается вывод, что такого слова в рус.языке нет. Сравнить слова «кружки»и «кружки». Меняется ударение - меняется смысл слова. Игра: р-к быстро произносит слово, дети называют ударный слог.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.