Рефераты. Воспитание этической культуры у младших школьников

При анализе этого эксперимента можно сделать вывод, что результаты уже намного лучше «Мы остались довольными такими результатами. В процессе этой работы обратили внимание на такие слова как «равнодушный» Разобрали это слово, чтобы было понятно. Вспомнили другие рассказы, где проявлялось равнодушие людей. Больше говорилось о дружбе, о чуткости, товариществе. Дети с удовольствием слушали стихи С. Михалкова «Дядя Степа». Все дела и поступки дяди Степы - это забота о другом человеке, постоянная помощь окружающей его детворе: он достает ребятам змея с телеграфных проводов, спасает голубей от пожара, тонущего в речке малыша.

За поступок благородный

Все его благодарят…

Попросите, что угодно,

Дяде Степе говорят.

- Мне не надо ничего,

Я задаром спас его…

Спасти, помочь, сделать доброе дело задаром, на это мы обращаем внимание учащихся. Проведены этические беседы на темы «Моя любимая книга», где воспитывался интерес к книге, формировались оценки образов художественных произведений, у детей формировалось представление о доброте, гуманного отношения к животным, отзывчивость, верность. Проводились беседы о сказках, рассказах. Так в рассказах Б. Заходера «Серая Звездочка», «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена - дети отмечают, что добро побеждает зло, что надо жалеть несправедливо обиженных. В рассказе Б. Заходера «Серая Звездочка» - злой мальчик хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят её, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая их от вредных насекомых. В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» - бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла! Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив, беден или богат. Дети ответили, что несправедливо к нему отнеслись, а мы говорим, хорошо относимся, потому что утенок не гадкий, а красивый лебедь, а звездочка тоже хорошая, она любила цветы и приносила им пользу. Таким образом, у детей постепенно формируются добрые чувства, сочувствие к обиженным, желание помочь, что и является основой воспитания этической культуры. Вопросы нравственного воспитания мы перед родителями ставим всегда, но в основном использовали методы коллективного педагогического просвещения: родительские собрания, консультации, беседы, лекции и т.п. Все эти формы работы общеизвестны и дают хорошие результаты, но мы попытались найти и новые более интересные и более эффективные, пользующие нам совместно с родителями воспитывать нравственные качества у детей. С помощью родителей мы осуществляем индивидуальное воздействие на детей. Ведь нравственное воспитание - дело настолько тонкое, что без учета индивидуальности каждого нашего воспитанника добиться положительных результатов невозможно. На одном из родительских собраний мы предложили родителям в письменной форме ответить на вопросы: что такое этическое воспитание, этическая культура? Что вас радует в поведении детей и что огорчает? Некоторые родители сразу не смогли ответить на некоторые вопросы, многим было трудно ответить. Ответы родителей показали, что не все в своем ребенке видят и не задумываются каким растет их ребенок. И все-таки большинство родителей к делу относятся очень внимательно. Были такие ответы: «Нас радует, что девочка наша растет добрая, не жадная»; «У нашей девочки хорошая память»; «Нашей мы заметили какую-то двойственность в её поведении и это нас волнует» и др. по этим коротеньким записям мы сразу выяснили причину неодинакового отношения к ней взрослых. Пригласили на консультацию несколько родителей с аналогичными записями и рассказали им об условиях нравственного воспитания детей в семье. Так по аналогичным записям мы приглашаем родителей на беседы, консультации, где решали вопросы о воспитании этической культуры у детей. Сейчас мы готовим диспут о результатах нашей совместной работы по воспитанию у детей этической культуры, положительных качеств личности.

Таким образом, большинство родителей понимают свой долг и свои обязанности в воспитании детей. Мы, воспитатели, учителя, должны помогать родителям, сделать все возможное, чтобы ребенок вырос хорошим человеком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе проводится должна систематически и целенаправленно в течение 10-11 лет под руководством учителя. Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этических чувств. Теоретическая часть курсовой работы является продолжением практической самостоятельной работы с учащимся первого класса по воспитанию этической культуры. Проведены три эксперимента, где раскрыта последовательность улучшения, результатов по воспитанию этической культуры у учащихся.

По содержанию данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

1. Работа по воспитанию этической культуры у младших школьников должна проводиться последовательно, систематически и продумано.

2. Воспитание этической культуры является основой нравственного воспитания учащихся.

3. Работа во воспитанию этической культуры младших школьников должна носить творческий характер.

4. Работа по воспитанию этической культуры младших школьников должна проводиться с привлечением родителей учащихся.

Работу по воспитанию этической культуры младших школьников мы будем продолжать использовать в работе учителей-новаторов, дальнейшее изучение материала методического по теме курсовой, вдумчиво, творчески подходить к каждому заинтересованному материалу; изучать педагогическую этику и внедрять в свою практическую работу.

Содержание данной работы может быть использовано учителями начальных классов, воспитателями детских садов, особенно в старших группах, в подготовке детей к школе.

Отсюда следует, что цель достигнута, задачи взятые решены, гипотеза подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова В.И. Живая этика. - М.; Ставрополь, 1995.

2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М., 1982.

3. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М., 1997.

4. Ж.Ж. Руссо. История педагогики.

5. Зазюн И.А. Основы педагогического мастерства. - М., 1998.

6. Капров И.А. Азбука нравственного воспитания. - М., 1987.

7. Ковалев А.Т. Психология семейного воспитания. - М., 1999.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 1999.

9. Лихачева И.А. Уроки этики. - М.; Ставрополь, 1999.

10. Лихачева И.А. Рабочая тетрадь по этикету. - М., 1999.

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Изб. пед соч.: в 7 т. - М., 1959 - Т.4.

12. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М., 1991.

13. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений. - М., 1999.

14. Огородникова И.Т. Педагогика школы. - М., 1987.

15. Почему у Ильина читают все? / Под ред. В.В. Ивахнина. - М., 1990.

16. Писаренко В.И. Педагогическая этика. - Л., 1994.

17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1994.

18. Смирнов С.А. Педагогика. - М., 1999.

19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1975.

20. Траймак Д.И. Как сделать внеклассную работу интересной. - М., 1999.

21. Ушинский К.Д. История педагогики/ под ред. Шабаева М.Ф. - М., 1981.

22. Харламов И.Ф. Этические беседы с учащимися. - М., 1989.

23. Яновский М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседы с родителями о нравственном воспитании первоклассников

Тема: Знаете ли вы своего ребенка

План

1. Знание внутреннего мира ребенка - важное условие успешного воспитания в семье.

2. Что необходимо знать о ребенке.

Родители должны знать простые и мудрые слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнаешь его тоже во всех отношениях». [Ушинский К.Д. Пед. соч. - М.; Л., 1950, Т. 8, С. 23].

Родители все знают и осознают, что они плохо знают своего ребенка. Воспитательные приемы в семье должны быть обусловлены индивидуальностью ребенка, его восприимчивостью к различным воздействиям со стороны взрослых, что необходимо знать о ребенке? Очень многое. Есть ли друзья у вашего ребенка и кто его лучший друг? Как дружит ребенок? В общении с детьми он любит командовать или подчиняться? Умеет ли он организовать игру или только участвует в ней? Готов ли прийти на помощь своим товарищам? В какие игры любит играть и почему? Заботится ли он о своих близких? Что интересует ребенка? Чем увлекается он? Как относится к учению? К сожалению не все родители могут ответить на эти вопросы. Этот пробел должны родители восполнить, так как иначе при всем добром желании, при всей своей любви к ребенку будет трудно правильно воспитывать.

Беседы с родителями о нравственном воспитании первоклассников.

Тема: Труд и игра в жизни ребенка

План

1. Нравственное формирование ребенка в труде и игре.

2. Организация труда и игры в семье.

В первом классе для детей самым важным и главным видом деятельности является учеба. Но в жизни детей этого возраста большое место занимает труд и игра. Учитель приводит примеры из жизни класса, рассказывает как родители должны приобщать к труду своих детей. С поступлением в школу, ребенка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него. Необходимо требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на своем рабочем месте, содержать свои вещи. В труде даже в простом у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут очень нужны ему в учебе и в жизни. Это точность и самостоятельность, аккуратность и исполнительность и многое другое. А главное - это сознание своей силы, чувство удовлетворения, радость труда. А.С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем несколько веселее и счастливее живут люди, которые многое могут делать», а как это важно - уметь трудиться, играть в интересные игры для детей, организовывать игры со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕМАТИКА УРОКОВ «ЖИВОЙ ЭТИКИ»

(1 КЛАСС)

№ п/п

Тема

Количество часов

Введение

Этика - наука о морали

1

Тема 1

Как я выгляжу

4

Тема 2

Школьный этикет

1

Тема 3

Зачем быть вежливым

1

Тема 4

Сказка о вежливости

4

Тема 5

Добро и зло в сказках

2

Тема 6

Твои поступки и твои родители

1

Тема 7

Обязанности ученика в школе и дома

2

Тема 8

Чем богат человек

1

Тема 9

Ты и твое здоровье

1

Тема 10

Праздничный этикет

1

Тема 11

Наш класс

2

Тема 12

Моя мама - самая лучшая

1

Тема 13

День рождения

2

Тема 14

Учимся общаться

3

Тема 15

Сказка о нашей жизни

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.