Рефераты. Воспитание этической культуры у младших школьников

Таким образом, педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. «Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков». [1, С.62-63]

В книге Писаренко В.И. «Педагогическая этика» раскрываются вопросы регулирования основ взаимоотношений учащихся, поступков и в целом поведения.

2. Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо учителю прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы

В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так, в рассказе «Карасик» Н. Носова говорится о мальчике, который набедокурил, а потом струсил и сказал неправду, в результате должен пострадать котенок, но мальчик любил котенка; он понимает, что струсил, что поступил плохо, и хочет исправить вину, спасти котенка от наказания. Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик. Конечно все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы дети глубоко задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием «несправедливо», плохо поступил. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учитель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание на уроке, во внеурочное время дает возможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное как упражнение детей в моральных поступках». [16, С.28] Таким образом, задача учителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник говорит сыну: «Вижу что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором - у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним - один из правильных этических приемов воспитания этической культуры у младших школьников.

Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильному аккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности.

Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является - лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры - это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

3. Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике

В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет как общее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем, приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказывает решительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему - признак высокой эмоциональной культуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми не передаст доверенную ему детскую тайну. «Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание - это сложный динамически процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать причину конфликта» [14, С 24]. Руководствуясь нормами педагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение учащихся, их взаимоотношения. Так, на уроке чтения во втором классе учитель вызывает новичка. Он начинает читать по слогам, краснеет от стыда, запинается. Ребята смеются, смех не злой, просто оттого, что в классе все хорошо читают. Учительница понимает, что нельзя долго испытывать чувства ребенка, которого в другой школе почему-то не научили читать. Она прерывает чтение, а ребят журит за то, что они смеются над неумением товарища. Строгость и требовательность учителя - необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся являются требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.