ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания этической культуры младших школьников
1. Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников
2. Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников
3. Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике
4. Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблем воспитания этической культуры младших школьников.
1. Изучение опыта работы образовательных учреждений
2. Проведение экспериментов, их анализ и обоснование
Социальный прогресс - это поступательное развитие человеческого общества вершиной общественного прогресса - это создание условий для всестороннего развития личности. На современном этапе развития общества стоит задача дальнейшего улучшения (работы) нравственного воспитания подрастающего поколения. нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, и навыки поведения, обобщению этических представлений. Этика (от греч. - нрав, обычаи) - это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Этическое развитие учащихся, формирование у них моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы учащихся. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьником моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка особенно актуален в истории современной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьников этической культуры. А.С. Макаренко писал: «Этика - одна из интересных и пока ещё мало освоенных страниц нашей духовной истории» [13, С. 21] опыт показывает, что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Еще Сократ говорил, что зло во многих случаях совершается по незнанию влияния зла на чувства и поведение учащихся. Ж.Ж. Руссо призывал оберегать детское сердце от пороков зла и ум от заблуждений. Он ставил три основные задачи нравственного воспитания добрых чувств, суждений, доброй воли. На первый план он выдвигал - развитие положительных эмоций, на второй - воспитание доброты; третий - воспитание положительных поступков. [5, С.39]
По-своему понимают некоторые школьники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представление многих учащихся ассоциируются с геройскими поступками, упрямства и грубость нередко квалифицируются в их среде как проявление самостоятельности. Что же касается норм вежливости и хорошего тона, что отдельные учащиеся откровенно относятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление о требованиях морали порождает у школьников неправильные моральные установки и создает основу для нарушения норм и правил поведения. в этом смысле требование о необходимости предохранения детского сердца от пороков и ума от заблуждений имеет большое педагогическое значение. Вот почему школа должна вооружать учащихся научными знаниями о нормах и принципах морали и формировать у них правильных нравственных установок в поведении. Вопросами этики уделялось внимание издавна. Так Д. Локк на отрицательных враждебных моральных идей основывал вопросы этики. Добро - это то, что может доставить или увеличить удовольствие, уменьшить страдания и уберечь от зла, а зло, то что может причинить страдания. Н.И. Новиков в своей книге «мысли о воспитании» писал, что нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием: необходимый результат дадут ласковые слова, краткое внушение. [16, С. 18] К.Д. Ушинский высоко оценивал значение хорошего тона, положительные взаимоотношения. [20, С. 182]
В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность - азбука культуры» [18, С. 118]
Педагогическая этика имеет богатые, но к сожалению ещё малоизученные традиции. В наше время она развивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новые требования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области педагогической этики. В некоторых школах введены уроки этики, что повышает возможности учителей в этическом образовании и нравственном просвещении учащихся. А.С. Макаренко подчеркивал, что между сознанием и поведением есть «канавка, которую надо заполнить опытом практикой поведения. Эта мысль как нельзя лучше нацеливает учителя на то, чтобы не ограничивать воспитание учащихся нравственным просвещением, а целенаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствовать накоплению нравственного опыта.
Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их» [10, С. 121]. Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Так, ученик знает, что хорошо учиться - долг школьника, что без этого нельзя стать хорошим и полезным работником, но на деле же он учится плохо, не готовит уроки и т.д. воспитание подрастающего поколения в соответствии с моральными качествами, раскрывающем отношения человека к обществу, к труду, к себе - процесс сложный, требующий глубокого знания личности воспитуемого, педагогических и психологических основ нравственного воспитания. Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возраста и не может быть одинаковыми в начальных и старших классах. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо. Моральные знания приобретаются учащимися в виде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы для формирования культуры поведения. Задача учителя - вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий. Уровень сформированности нравственных понятий в различные школьные периоды различны. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер. часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие, понятия этической культуры. По данным психологов моральные понятия задерживаются на уровне житейского, если же не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книга, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни. Правильное поведение школьников определяется не только знаниями моральных норм. Часто моральные знания не гарантируют нравственного поведения детей. «Задача школы заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни» [9, С. 7]. Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникают в личность ученика. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений, оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями. Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. А человечность, доброта (ласка), доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира»… [18, С. 128]. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитывая добрых чувств. А.С. Макаренко писал, что привычка и опыт нравственного поведения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральная сущность личности [10, С. 185].
Поступки выражают уровень нравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми и сверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины осознающиеся людьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать как руководствоваться в своих поступках». [18, С. 128]. Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своим поведением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этической культуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7