. сочетание общественной значимости труда с личными инте-ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно-сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их се-мьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия на-глядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспа-хали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;
. доступность и посильность трудовой деятельности. Непосиль-ный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подры-вает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них ника-кого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает фи-зические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответ-ствии с силами и способностями учащихся;
. разумная требовательность в осуществлении трудовой деятель-ности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддержи-вать у детей желание довести работу до конца, приучить их рабо-тать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взято-го обязательства;
. сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой де-ятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой -- каждый член детского коллек-тива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой актив-ности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Формирование эстетической культуры учащихся
Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетическои культуры -- это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат-ривает выработку системы художественных представлений, взгля-дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо-роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей -- художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красо-ту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важ-ной. Эстетическое освоение действительности человеком не огра-ничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятель-ности. Другими словами, человек выступает художником не толь-ко тогда, когда он непосредственно создает произведения искус-ства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетиче-ское начало заложено в самом человеческом труде, в деятельнос-ти человека, направленной на преобразование окружающей жиз-ни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действитель-ности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасно-го составляют фундамент эстетического развития личности.
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотво-рен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновени-ем, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внут-реннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оце-нивается детьми как большая эстетическая ценность.
Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель-ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси-вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар-мония.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи-моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан-никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив-ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа-гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет-ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо-го оформления ближайшего окружения и быта.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо-ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима-ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к томучтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представ-ляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учеб-но-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об оби-лии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных ска-тертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.
Эстетическое восприятие природы. Природа -- ничем не заме-нимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти ду-шистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золоти-стая осень разве не были нашими воспитателями?» -- писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на раз-витие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»1.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой за-кономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, кра-сок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и при-умножении ее богатства, в том числе -- красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как «В багрец и золото одетые леса», «Весны желанные при-меты», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Осенний букет», «Памятники культуры нашего края» и др. Во время экс-курсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собира-ют материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и мини-атюрной скульптуры.
Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писате-лей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие,
например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понра-вившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе пред-ставляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?
Воспитанию эстетического отношения к природе активно спо-собствуют беседы и конференции по произведениям художествен-ной литературы («Белый Бим -- Черное ухо» Г. Трое польского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч.Айтматова, «Царь-рыба» В.Астафьева, «Русский лес» Л.Леонова, «Прощание с Матерой» В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).
Формирование эстетической культуры средствами искусства. Ху-дожественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на оп-ределенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особен-ности эстетического отношения человека к действительности.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип-лины художественного цикла -- литературу, музыку, изобрази-тельное искусство.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педаго-гике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует разви-тия в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художе-ственных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубля-ется, а восприятие становится более осмысленным.
Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости -- развитие культуры чтения. На уро-ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ-ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак-теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы-ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.
Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эсте-тической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрас-ного. Исполняя стихотворение, рассказ пли сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, ожив-ляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обо-гащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и не-повторимое своеобразие.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче-ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль-шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про-изведений в записи, а также ознакомление с элементарными осно-вами музыкальной грамоты.
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою оче-редь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными сред-ствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овла-девают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет--линия объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, ком-позиция.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж-ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони-мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер-жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте-тическое отношение к произведениям искусства. С целью форми-рования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя». «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ -- художник», «Изобразительное искусство и мир интересов челове-ка», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компен-сирована в системе дополнительного образования.
Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искус-ства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как му-зыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших ис-полнителей -- солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на пес-ни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные сво-ему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.
Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизирован-ных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия об-ладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при ко-торых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Воспитание физической культуры личности
Задачи и содержание воспитания физической культуры. Органи-зация работы по воспитанию физической культуры учащихся на-правлена на решение следующих задач:
.содействие правильному физическому развитию детей, по-вышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
* развитие основных двигательных качеств. Способность чело-века к разносторонней двигательной деятельности обеспечивает-ся гармоничным развитием всех физических качеств -- силы, вы-носливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитыва-ем у них не только физические, но и моральные качества;
«формирование жизненно важных двигательных умений и на-выков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в про-цессе выполнения определенных движений. Среди них есть есте-ственные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитываю-щее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акроба-тика и т.п.);
* воспитание устойчивого интереса и потребности в система-тических занятиях физической культурой. В основе здорового об-раза жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упраж-нениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсив-ная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в пра-вильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удоволь-ствие, получаемые в процессе физических упражнений, посте-пенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраня-ющуюся на долгие годы;
. приобретение необходимого минимума знаний в области ги-гиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепле-ния здоровья и поддержания высокой работоспособности, о ги-гиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об ос-новных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
Основные средства воспитания физической культуры.
К основ-ным средствам воспитания физической культуры школьников от-носятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются дви-гательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами фи-зического воспитания.
Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классифика-ция, в основу которой положены исторически сложившиеся сис-темы средств физического воспитания. Она включает в себя гим-настику, игры, туризм, спорт.
С педагогической точки зрения ценность гимнастики заклю-чается в том, что она обладает возможностью избирательно воз-действовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (по-: строения и перестроения, общеразвивающие упражнения без пред-метов и с предметами -- мячами, палками, скакалками, флажка-ми; лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В началь-1ных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших -- спортивные.
Туризм -- это прогулки, экскурсии, походы и путешествия,
* организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, при-родными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориенти-рования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.
В организации и проведении туристских походов (пеших, лыж-ных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют классные руководители, вожатые, родители. Они несут ответственность за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физи-ческих упражнений. Для выявления спортивно-технических резуль-татов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышен-ной ответственности за свои результаты перед коллективом, уча-щиеся преодолевают значительные физические и нервные нагруз-ки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-воле-вые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.
Страницы: 1, 2, 3