РЕФЕРАТ
ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целое систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной тиной мира как системным отражением наиболее существе! сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и родной среде. Но окружающая человека действительность чреэвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным зонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проэкциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
у человека, достигшего того уровня развития, когда его мож-но назвать личностью, все свойства и качества приобретают опре-деленную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительно-сти, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.
Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реаль-ности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей.
Убеждения -- это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это зна-ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности -- ее направленность, ценностные ори-ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Пока человек пробуждается к деятельности внешней необходимостью, не пере-шедшей в его внутреннюю потребность, не ставшей его собствен-ной волей, он действует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.
Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда име-ет своим результатом определенную оценку, некое знание дей-ствительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра-диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва-тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и от-ношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.
Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого -- стремление к строгой фак-тической достоверности. Факты -- такой элемент знания, кото-рый является таковым только при условии строгого и точного соответствия действительности, практике.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Цель и содержание гражданского воспитания школьников. Вос-питание гражданина -- одна из краеугольных задач образователь-ного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания уча-щихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на фор-мировании у школьника ценностного отношения к явлениям об-щественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро-вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ-ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче-ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио-нального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными усло-виями функционирования общества -- особенностями государ-ственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав-ственной культуры общества.
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и класси-ческой педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского вос-питания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского вос-питания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспита-ния в зарубежной педагогике была разработана немецким педаго-гом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целена-правленного формирования гражданственности.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспита-ния нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз-витии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге .А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной ,мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию граждан-позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав-* работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио-нального общения. В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» Качает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»1. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме -- уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, при-дя бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа -- любви к малой не, к своим родным местам; воспитание готовности к защите родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных |форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании игра-организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других ран.
1 Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально пережива-ется ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способ-ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитатель-ной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей художников, актеров и др.
Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, до-биться того, чтобы эти требования приобрели для них личност-ный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Динамику личностной деформации можно представить после-довательностью следующих этапов: появление пробелов и иска-жений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мо-тивации предпочтительного поведения, включающей антиобще-ственные цели и средства; соответствующие искажения нравствен-но-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематиче-ское правонарушающее поведение; преступление.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все-гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен-ностям. «Дефективность сознания, -- отмечал А. С. Макаренко, это, конечно, не техническая дефективность личности, это де-фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше-ний -- одним словом, прежде всего, испорченные отношения меж-ду личностью и обществом, между требованиями личности и тре-бованиями общества»1.
Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с яв-ной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребитель-ского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетво-рение потребностей любыми способами, в том числе и асоциаль-ными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой кримиинальной активностью.
Страницы: 1, 2, 3