Рефераты. Воспитание базовой культуры личности

Для подростка одобрительное мнение членов его группы о со-вершаемых им аморальных и противоправных поступках представ-ляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступ-ков взрослыми -- родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий не-формальных групп, придавать им общественно ценную направ-ленность.

В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:

.устранение обстоятельств, которые способствуют формиро-ванию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существен-но сказались на поведении (ранняя профилактика);

* оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профи-лактики);

. аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих пра-вонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоох-ранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовер-шеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосред-ственной профилактики);

* правовоспитательные воздействия на учащихся, системати-чески совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение ко-торых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилак-тики);

* работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъя-тия из коллектива (профилактика рецидива).

Предупреждение правонарушений среди учащихся -- одно из Центральных направлений правовоспитательной деятельности Школы, семьи и общественности.

Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры. Любой посту-пок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или

плохой, правильный или неправильный, справедливый или не-справедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы-чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис-пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философ-ская наука, изучающая мораль. В зависимости оттого, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность -- это личностная характеристика, объ-единяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли-нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное по-ведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия опре-деленным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяю-щееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав-ственной нормы. Норма -- это правило, требование, определяю-щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре-деленным поступкам и действиям, а может и запрещать или пре-достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, -нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в ка-кой-либо профессиональной среде, отношения между представи-телями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охваты-вающие не отдельные отношения, а все области отношений, по-буждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как доб-ро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, обшество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нрав-ственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, счи-тая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимают-ся людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль -- это не только форма общественного со-знания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти лич-ные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, прин-ципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определен-ные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к приро-де. Содержание воспитательной работы учителя, классного руко-водителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Отношение к другим людям предполагает формирование гума-низма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимо-помощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представи-телям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного дол-га, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответ-ственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отноше-ние к природе требует бережного отношения к ее богатству, не-терпимости к нарушениям экологических норм и требований.

Формирование основ нравственной культуры школьников осу-ществляется в системе нравственного воспитания в условиях шко-лы, семьи, общества.

Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра -- человека. Если гуманизм -- это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим факто-ром, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отно-шение содержит не только оценку мира как объективной реально-сти, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом ми-ровоззрении как раз и находят свое выражение многообразные от-ношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к дея-тельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяет-ся как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека,

Трудовое воспитание школьников

Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспита-ние ребенка начинается с формирования в семье и школе эле-ментарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность дол-жна стать для школьников естественной физической и интел-лектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое об-разование обеспечивает знание основ современной техники, тех-нологии и организации производства; вооружает учащихся об-щетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отно-шение к труду; способствует правильному выбору профессии. Та-ким образом, политехническое образование является базой тру-дового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

* формирование у учащихся положительного отношения к тру-ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

* развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

* воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, де-ловитости и честности;

. вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными! задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов производственными условиями района, области, возможности и традициями школы и т.д.

Содержательную основу трудового воспитания школьнике! составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный || физический. Умственный труд является наиболее напряженны» требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процесс физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает ] себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса! школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениям! и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, боту в школьных строительных отрядах, школьных лесничества тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд -- это ученические производственные мае-» терские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах где для организации производительного труда есть необходимые! условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

. подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, получен-ные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой рабо-те, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.