Рефераты. Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

диагностика межличностных отношений;

регулярные социальные опросы, выявляющие степень готовности учащихся, родителей и педагогов к централизованному тестированию;

коррекционно-развивающая деятельность по проблемам тревожности, депрессивных состояний перед тестированием;

проведение тренингов личностного роста и общения;

просветительская работа учащимися и родителями по подготовке и проведению централизованного тестирования;

просвещение и творческое сотрудничество с педагогами в форме:

консультаций;

семинаров;

круглых столов по проблемам обучения, внедрения тестовых технологий, подготовке учащихся к централизованному тестированию.

Рекомендации для заместителей директоров по учебной работе по подготовке учащихся к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.

В системе внутришкольного контроля предусмотреть проверки качества преподавания в 11-х классах общеобразовательных предметов, выбранных выпускниками для централизованного тестирования, оформить справки, по необходимости издать приказы директора.

Дополнить план внутришкольного контроля тематическими проверками:

"Качество подготовки и проведения факультативных занятий с учащимися 11 классов по подготовке к ЦТ ";

"Индивидуальная работа учителя с выпускниками с низкой мотивацией учебной деятельности";

"Использование компьютерных технологий по подготовке выпускников к ЦТ ".

В плане методической работы предусмотреть проведение заседаний творческих групп учителей, работающих в 11-х классах по темам: "Индивидуальная работа с учащимися по подготовке к ЦТ", "Использование личностно ориентированных технологий в преподавании общеобразовательных предметов в условиях перехода к 11-летней школе", "Оптимизация образовательного процесса с целью снижения учебной нагрузки учащихся".

Практиковать проведение открытых занятий факультативов по подготовке учащихся к ЦТ, разработать совместно с руководителями МО графики проведения открытых уроков у опытных учителей, работающих в 11 классах.

Провести творческие отчеты учителей, работающих в выпускных классах, по использованию методик ускоренного и эффективного изучения предмета, индивидуальной работе с учащимися, имеющими пробелы в знаниях, проведению коррекционной работы с целью качественной подготовки выпускников к ЦТ.

Взять под особый административный контроль выполнение учебных программ по предметам в 9 и 11 классах.

На совещаниях при директоре и заместителях директора по учебной работе рассмотреть вопросы хода выполнения планов подготовки к выпускным экзаменам и ЦТ, заслушать отчеты руководителей МО об оказании методической помощи учителям, работающим в выпускных классах по подготовке учащихся к экзаменам и ЦТ.

На педагогических советах рассмотреть вопросы интенсификации урока, создания условий для эффективной подготовки каждого выпускника к экзаменам и ЦТ.

Расширить тематику родительских собраний в выпускных классах по вопросам подготовки к экзаменам, выбору профессии. Практиковать творческие отчеты для родителей по итогам организации работы факультативов, научных обществ учащихся, внеклассной работе по предметам за четверть, полугодие, учебный год.

Практиковать обучение по индивидуальным планам по желанию родителей и учащихся, расширить сеть платных образовательных услуг по подготовке учащихся к ЦТ.

В методических уголках, в учительских вывесить график проведения на базе опорных учреждений города учебно-методическим кабинетом индивидуальных консультаций, мастер-классов, проблемных семинаров для педагогов, работающих в выпускных классах, обеспечить контроль за посещаемостью учителями школы данных мероприятий, сформировать папки по предметам по нормативно-правовому обеспечению перехода к 11-летней школе.

Оформить информационные стенды по подготовке учащихся к выпускным экзаменам и ЦТ.

Провести индивидуальные собеседования руководителей школы с выпускниками по участию в ЦТ, выбору профессии, оформить по данному вопросу соответствующую документацию.

Практиковать проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обеспечения регулярного участия каждого выпускника в репетиционном тестировании по 3-м выбранным предметам.

Сформировать базу данных на учащихся, которые будут принимать участие в ЦТ.

Активизировать работу учителей по привитию учащимся навыков самостоятельного пополнения знаний, научной организации учебной деятельности.

Заключение

Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой. Важным фактором в управлении образовательным процессом в школе остается внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования.

Говоря о внутришкольном контроле, следует различать:

1) управление контролем и контроль управления;

2) процесс контроля и контроль педагогического процесса;

3) результаты контроля и контроль результатов.

Управление контролем (регулирование отношений в его системе) не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведения его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления. Контроль процесса педагогической деятельности не должен носить стихийный нерациональный характер.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

В современных условиях сложилась такая ситуация, что приоритетным направлением работы общеобразовательных учреждений является подготовка учащихся к сдаче централизованного тестирования.

Низкие результаты наших учащихся в централизованном тестировании в 2008 году и нестабильная динамика результатов диагностического и репетиционного тестирований в 2008-2009 учебном году являются неслучайными и подтверждают необходимость перестройки системы работы учреждений образования, а именно усилить контроль за подготовкой учащихся к централизованному тестированию.

В соответствии с задачами, поставленными при выполнении дипломной работы, разработаны модель деятельности по подготовке к итоговой аттестации и централизованному тестированию и рекомендации для учителей-предметников, социально-педагогической и психологической службы, а также для заместителей директоров по учебной работе.

Список использованных источников

Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. - М.: Педагогический поиск, 1998. - 250 с.

Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 220 с.

Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля / И.В. Гуревич // Директор школы. - 1993. - № 3. - C.32-35.

Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 1991. - 120 с.

Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой / В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов. - М.: Знание, 1991. - 58 с.

Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. - М.: Новая школа, 1997. - 112 с.

Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 1991. - 298 с.

Моисеев А.М. Проектирование систем внутришкольного контроля / А.М. Моисеев. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - 305 с.

Моисеев А.М. Нововведение во внутришкольном управлении / А.М. Моисеев, А.Е. Капто. - М.: Знание, 1998. - 48 с.

Муравьев Е.М. Рекомендации по организации управленческой деятельности школы / Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 187 с.

Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.А. Орлов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 93 с.

Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 167 с.

Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. - 2004. - № 1. - С.79-82.

Чикурова М.В. Организация контрольной деятельности в общеобразовательном учреждении / М.В. Чикурова // Завуч. - 2005. - № 2. - С.97-121.

Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.

Токарева Г.С. Анализ урока: материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С. Токарева // Образование в современной школе. - 2006. - № 1. - С.16-34.

Онищук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М.: Веко, 1982. - 173 с.

Ромадина Л.П. Справочник завуча: организационно-методические и психолого-педагогические материалы / Л.П. Ромадина, - М. //: Педагогический поиск, 2003. - 208 с.

Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ “Народное образование", 2002. - 172 с.

Татьянченко В.С. Планирование внутришкольного контроля / В.С. Татьянченко. - Волгоград: Учитель, 1992. - 169 с.

Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков, - М.: Просвещение, 1997. - 267 с.

Капто А.Е. Организация внутришкольного управления / А.Е. Капто. - М.: Знание, 1991. - 89 с.

Быкова В.Г. Внутришкольный контроль / В.Г. Быкова // Завуч - 2003. № 6. - С.69-95.

Донская Л.И. Циклограмма внутришкольного контроля / Л.И. Донская // Завуч. - 2005. - № 1. - С.63-66.

Жук Н.Н. Система внутришкольного контроля / Н.Н. Жук // Директор школы. - 2005. - № 1. - С.21- 31.

Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогический поиск, 1988. - 206 с.

Ромадина Л.П. Справочник завуча / Л.П. Ромадина. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 159 с.

Шибко З.Г. Методический портфель / З.Г. Шибко. - Мн.: Нар. асвета, 2005. - 174 с.

Лебедева В.В. Положение о внутришкольном контроле / В.В. Лебедева // Завуч. - 2006. - № 7. - С.107-112.

Пронина Н.Г. Организация внутришкольного контроля / Н.Г. Пронина // Завуч начальных классов. - 2006. № 6. - С.28-32.

Семенько Т.И. Организация контроля на основе организационной модели управления / Т.И. Семенько // Завуч. - 2005. - № 7. - С.65-77.

Сергеева А.Г. Внутришкольный контроль учебно-воспитательного процесса / А.Г. Сергеева // Завуч. - 2006. - № 7. - С.115-122.

Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. - С.116-144.

Приложение А

Положение о внутришкольном контроле.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Под внутришкольным контролем понимается анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель внутришкольного контроля - получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении и своевременно внести коррективы в ход учебно-воспитательного процесса.

Основными задачами внутришкольного контроля являются:

периодическая проверка выполнения учебных программ по предмету, спецкурсу;

систематический контроль результатов преподавания учебных дисциплин, соблюдения учителями научно обоснованных требований к реализации содержания образования;

поэтапный контроль процессов усвоения учащимися знаний, овладения умениями и навыками, выявления уровня их развития, владения методами самостоятельного приобретения необходимой информации;

оказание помощи учителям в организации учебно-воспитательной работы;

изучение опыта работы педагогов;

постоянная проверка исполнения различных планов работы школы, принимаемых управленческих решений.

ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРИШКОЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ И ПРАВА КОНТРОЛИРУЕМЫХ.

Внутришкольный контроль носит плановый, систематический и целенаправленный характер. Оно должно быть многоаспектным и вместе с тем дифференцированным. К осуществлению внутришкольного контроля необходимо привлекать квалифицированные управленческие и педагогические кадры.

Проверяемый педагогический работник имеет право:

знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

обратиться в конфликтную комиссию или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

Составляется единый план проверки состояния дел во всех структурных подразделениях (по всем направлениям работы) общеобразовательного учреждения.

Ответственный за проведение проверки составляет план-задание по инспектированию должностного лица, утверждает его у руководителя общеобразовательного учреждения. План-задание устанавливает специфические особенности проверки. Оно должно обеспечить достаточную информированность проверяющего.

По итогам проверки составляется итоговый документ (справка или доклад). Он должен отражать:

основание проверки (план работы школы, приказ, распоряжение и т.д.);

источники получения информации (анкеты, перечень рассмотренных документов, контрольные срезы и т.д.);

количество посещенных уроков, лекций, семинаров, практических занятий;

информацию по вопросам, поставленным в плане-задании;

выводы и предложения по итогам проверки.

ФОРМЫ И ВИДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

Внутришкольный контроль осуществляется в двух формах:

индивидуально-личной (представитель администрации проверяет тот или иной участок работы);

коллективной (контроль осуществляет группа проверяющих).

С целью более глубокого изучения состояния процессов обучения и воспитания школьников используются следующие виды контроля:

предварительный;

личностно профессиональный;

тематический;

классно-обобщающий;

комплексный.

Предварительный контроль. Целью предварительного контроля является предупреждение возможных ошибок в работе учителя и оказание содействия росту эффективности его труда.

Личностно профессиональный контроль. Данный вид контроля имеет цель проверить деятельность одного учителя или группы педагогов по достаточно конкретному вопросу (например, поурочное планирование работы учителя, качество и результативность обучения по той или иной теме и т.д.). При осуществлении личностно профессионального контроля проверяющий имеет право:

знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника, учебными программами (например, с тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя);

проводить экспертизу педагогической деятельности, мониторинг результатов образовательного процесса с последующим анализом полученной информации.

По результатам личностно профессионального контроля деятельности учителя оформляется справка.

Тематический контроль.

Цель этого вида контроля - мобилизовать педагога или педагогический коллектив на решение определенных задач дидактического, методического или воспитательного характера, которые по тем или иным причинам решаются недостаточно успешно. Тематический контроль может осуществляться по таким проблемам, как индивидуализация и дифференциация обучения, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизация познавательной деятельности учащихся и другим вопросам. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития и планом работы школы, анализом работы образовательного учреждения по итогам учебного года. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, его заместителях, заседаниях методических объединений.

Классно-обобщающий контроль Классно-обобщающий контроль имеет целью выяснение воздействия разных учителей на учащихся одного класса. Он позволяет методом сравнения определить глубину этого воздействия. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или на параллели классов. В его ходе проверяющий изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы, включающий в себя:

деятельность всех учителей в одном классе (на одной параллели);

включение учащихся в познавательную деятельность;

привитие интереса к знаниям;

сотрудничество учителей и учеников;

психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа работы школы по итогам учебного года. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в классах (на параллели классов). По результатам классно-обобщающего контроля проводятся малые педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Комплексный контроль.

Цель комплексного контроля - получить значительный объем информации по заявленной проблематике и на этой основе провести многоаспектный анализ состояния дел по конкретному вопросу. Для проведения комплексного контроля определяется группа проверяющих, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей. Члены группы должны четко определить цели, задачи проверки, разработать ее план, распределить между собой обязанности. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки и формы отчетности. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала. По результатам комплексной проверки готовится справка, проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

В процессе внутришкольного инспектирования используются различные способы сбора информации:

беседа;

наблюдение;

изучение документации;

устные и письменные опросы;

срезы знаний;

тестирование;

анкетирование.

Для оценки глубины усвоения наиболее важных тем учебных программ, сформированности общеучебных умений, навыков проводятся административные срезы знаний и годовые контрольные работы. Годовые контрольные работы проводятся по единому графику, утвержденному директором школы. График проведения годовых контрольных работ доводится до сведения учителей, учащихся и их родителей не позже чем за две недели до их проведения.

Приложение Б

План внутришкольного контроля учреждения образования “Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Гомеля”

Август

Объект

контроля

Класс

Содержание

контроля

Цели контроля

Метод

контроля

Форма

контроля

Кто

проводит

Где слушается

Контроль за выполнением всеобуча

Санитарно-гигиенический режим и техника безопасности труда

1-11

Санитарное состояние кабинетов, школьной столовой, спортзала, соответствие маркировки мебели

Установление соответствия санитарного состояния кабинетов, школьной столовой, спортзала, соответствие маркировки мебели

Наблюдение, беседа

О

Д

СД

Контроль за школьной документацией

Журналы

1-11

Работа классных руководителей с журналами

Соблюдение ПФКУПР при оформлении журнала после проведения инструктажа

Наблюдение, беседа

П

Зам. дир.

по УВР

СД

Выполнение государственных программ

1-11

Знание учителями требований стандарта образования, учебного плана и программ.

Выявлений профессиональных затруднений у учителей и оказание им помощи КТП

Беседа

П

Рук. МО

СМО

Личные дела

1-11

Личные дела учащихся

Соблюдение единых требований при оформлении и ведении личных дел уч-ся классными руководителями

Наблюдение

КлО

Зам. дир. по УВР

СЗ

Контроль за работой по подготовке к экзаменам

План работы МО на 2007-08 учебный год

1-11

Планирование работы МО по ликвидации недочетов, выявленных при итоговой и промежуточной аттестации уч-ся

Включение в план работы МО рекомендаций полученных после проведения итоговой и промежуточной аттестации уч-ся

анализ

П

Зам. дир по УВР

Пед.

совет

Контроль за работой педагогических кадров

Расстановка кадров

1-11

Знание учителями учебной нагрузки, нагрузки по дополнительному образованию и своих функциональных обязанностей

Уточнение и корректировка распределения нагрузки на новой учебный год.

Наблюдение, беседа

ПР

Д

СД

Аттестация учителей

Списки учителей и воспитателей ГПД, подавших заявление на повышение своей квалификационной категории

Уточнение и корректировка списков учителей и воспитателей ГПД, желающих повысить свою квалификационную категорию

беседа

Наблюдение, беседа

П

Зам. дир по УВР

СД

Контроль за состоянием учебно-материально базы школы

Учебные кабинеты

Состояние учебных кабинетов.

Выявление степени готовности кабинетов к новому учебному году

Наблюдение, беседа

О

Д

СД

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.