Рефераты. Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Планирование должно предусматривать поступление достаточной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, так как без этого администрация будет слепо следовать за событиями, которые сложились или складываются помимо их воли. Весь объем работы по вопросам руководства и контроля, намеченный в плане, должен быть рассчитан не только на руководителей школы, но и на профсоюзный комитет, методические объединения. В плане должно быть четко определено, по каким аспектам осуществляется внутришкольный контроль. Аспекты внутришкольного контроля могут быть следующие: учебный процесс, условия учебно-воспитательного процесса, научная и экспериментальная деятельность участников учебного процесса, воспитательный процесс, методическую работу, психологическое состояние учителей и учащихся.

В учебно-методической литературе и, в частности, в работах Г.С. Токарева, выделяются следующие виды внутришкольного контроля (по объектам).

Классно-обобщающий контроль. Он осуществляется в конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах; деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; стимулирования в потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; социально-психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяется по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Фронтальный контроль. Он определяет состояние преподавания отдельных предметов в классе или на параллели, состояние работы классных руководителей, персональное изучение деятельности педагогов, готовящихся к аттестации.

Тематический контроль. Проводится по отдельным проблемам деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе. В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

Продуктивный контроль. Изучает профессиональный рост педагогов, уровень работы школы по результатам выпускных экзаменов, продуктивность преподавательской деятельности.

Обзорный контроль. Изучает состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, учет посещаемости занятий учащимися.

Контроль по объектам и аспектам с точки зрения форм контроля можно представить в виде следующих таблиц (таблица 2, таблица 3)

Таблица 2 - Контроль по аспектам внутришкольного контроля

Объекты внутришкольного

контроля

Аспекты контроля

Учебный процесс

Выполнение учебных программ,

уровень знаний и навыков учащихся.

Продуктивность работы учителя.

Индивидуальная работа с одаренными учащимися.

Индивидуальная работа со слаборазвитыми детьми.

Качество внеурочной предметной деятельности.

Навыки самостоятельного познания учащихся.

Учебная среда.

Условия учебно-воспитательного процесса.

Нормативно-правовая база школы.

Учебно-воспитательная развивающая среда.

Информационно-методическая оснащенность.

Обеспеченность учебно-техническим оборудованием.

Обеспеченность учебной и методической литературой.

Социум ОУ.

Санитарно-гигиеническое состояние школы.

Охрана труда.

Научная и экспериментальная деятельность

Соответствие этой деятельности концепции школы.

Степень научной обоснованности нововведений.

Результативность нововведений.

Уровень научной образованности педагогов.

Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся.

Методическая работа

Методический уровень каждого учителя.

Методический уровень каждого классного руководителя.

Механизмы распространения педагогического опыта.

Повышение квалификации педагогов.

Методический сервис школы.

Психологическое состояние коллектива

Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей.

Психологическая подготовленность коллектива к решению проблемы, нововведению.

Таблица 3 - Контроль по объектам внутришкольного контроля

Форма контроля

Объекты контроля

Классно-обобщающий

Психологический микроклимат в классе.

Координация педагогов по работе с классом.

Уровень знаний и воспитанности учащихся класса.

Качество и методы преподавания в классе.

Связь урочной и внеурочной работы в классе.

Качество работы классного руководителя, воспитательная система класса.

Выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.

Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.

Состояние работ классных руководителей во всех классах или в параллели.

Персональное фронтальное изучение системы работы педагогов, готовящихся к аттестации.

Тематический

Работа всего коллектива над какой-либо проблемой.

Уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме предмета.

Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении

Продуктивный

Уровень выполнения стандартов образования

Профессиональный рост педагогов.

Уровень работы школы по результатам ЦТ.

Продуктивность преподавательской деятельности (методический уровень, уровень знаний предмета преподавания)

Обзорный

Состояние школьной документации.

Состояние трудовой дисциплины учителей.

Состояние посещаемости учащихся.

План внутришкольного контроля в ГУО СОШ № 22 приведен в приложении Б.

Такой технологический подход позволяет сделать систему внутришкольного контроля более эффективной. На основании анализа документации можно сделать вывод о функциональных показателях результативности педагогической деятельности.

2.2 Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования

В современных условиях сложилась такая ситуация, что приоритетным направлением работы общеобразовательных учреждений является подготовка учащихся к сдаче централизованного тестирования.

В ГУО СОШ № 22 составлен план мероприятий по подготовке учащихся к централизованному тестированию (приложение В), согласно которому в школе проведена следующая подготовительная работа (приложение Г):

В вестибюле школы оформлен стенд "Готовимся к централизованному тестированию".

В школьной библиотеке оформлен информационный уголок для выпускников и их родителей с перечнем рекомендуемой литературой по подготовке к ЦТ.

Вопросы ЦТ были рассмотрены на заседаниях педагогических советов.

С выпускниками 11, 11' классов и их родителями проведены инструктажи по подготовке к ЦТ.

Проведены родительские собрания по теме "Ознакомление с технологией организации и проведения централизованного тестирования".

Составлен банк данных по профессиональному прогнозу.

Проведены административные контрольные срезы.

Постоянно проводится тренинг по обучению выпускников по заполнению бланков ответов.

Педагогом-психологом проводится тренинг с выпускниками по снятию тревожности.

Учителями-предметниками ведутся индивидуальные карты на выпускников, которые будут сдавать централизованное тестирование.

Проведен контроль за качеством преподавания учебных предметов и факультативных занятий в 11, 11' классах.

Вопросы ЦТ рассматривались на заседаниях МО и методическом совете школы.

Постоянно проводится индивидуальное собеседование с выпускниками и их родителями по выбору профессии и по подготовке к ЦТ.

Сформирована база данных на учащихся, которые будут сдавать централизованное тестирование.

Вопросы централизованного тестирования ежемесячно рассматриваются на совещаниях при заместителе директора по учебной работе.

Согласно данных Республиканского института контроля знаний средний балл результатов централизованного тестирования в 2008 году по ГУО СОШ № 22 составляет 26,83, что по сравнению со средним баллом по области на 4,75 балла ниже.

В связи с этим на педагогическом совете в ГУО СОШ № 22, посвященном рассмотрению результатов централизованного тестирования в 2008 году, постановили:

усилить контроль за качеством проведения уроков, факультативных занятий, стимулирующих и поддерживающих занятий (в течение года);

персональную ответственность за подготовку учащихся к централизованному тестированию возложить на учителей-предметников;

провести контрольные срезы в форме тестирования по предметам;

оказать методическую помощь по подготовке учащихся к централизованному тестированию учителям с небольшим опытом работы;

провести разъяснительную работу с родителями выпускников о необходимости участия их детей во всех этапах репетиционного тестирования.

Подготовка учащихся к централизованному тестированию проходит посредством диагностического и репетиционного тестирования.

Подготовка и проведение тестирования возлагается на региональный центр тестирования и профессиональный ориентации учащейся молодежи УО "ГГТУ имени П.О. Сухого" при содействии:

Управления образования Гомельского облисполкома;

Отделов образования гор-райисполкомов, администраций районов г. Гомеля;

Учреждений образования.

Основными целями диагностического и репетиционного тестирования являются:

психолого-педагогическая подготовка учащихся к централизованному тестированию;

организация диагностики учебного процесса учреждениях образования;

ориентация и дифференциация учащихся в профильном выборе, допрофильной подготовке и профильном обучении;

методически обоснованное внедрение педагогических тестовых технологий в учебный процесс учреждения образования.

Тестирование организуется для выпускников базовой и общеобразовательной школы, учащихся всех ступеней обучения, начиная с 5 класса.

Тестирование проводится по русскому, белорусскому языкам, математике и предметам, выбираемым учреждением образования с учетом учебных задач тестирования.

Анализ подготовки учащихся к централизованному тестированию проведен на основе результатов диагностического тестирования учащихся 11, 11' классов государственного учреждения образования "Средняя общеобразовательная школа № 22" в 2007-2008 учебном году и в 2008-2009 учебном году по математике, русскому и белорусскому языках в пересчете на десятибалльную систему оценки (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты проведения диагностического тестирования в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах

Средний балл по итогам ДТ учащихся 10 кл.

в 2007-2008 уч. году

Средний балл по итогам ДТ учащихся 11 кл.

в 2008-2009 уч. году

Математика

5,8

4,82

Русский язык

4,6

5,87

Белорусский язык

5,4

5,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.