Разумное сочетание централизующей вертикали с сильно развитой системой горизонтальных связей также представляет собой эффективную форму контроля и позволяет организовать достаточно оптимальную обратную связь и обеспечить наибольшую устойчивость системы управления.
Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Я считаю, что демократическая система внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения должна основываться на следующих принципах:
1. Принцип поиска позитивного (если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным)
2. Принцип контроля за достижением цели (бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения)
3. Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля (чем активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутришкольного контроля - взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)
4. Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля - как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)
5. Принцип системности. (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается)
Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями.
Увеличение объемов экспериментальной деятельности требует специальной работы по ее координации и мониторингу. Но иерархическая структура управления образовательным учреждением не должна тормозить инициативу педагогов и школьников, позволять им в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Для преодоления этого управляющая система школы должна обеспечить:
* целеполагание, прогнозировать результаты своей работы;
* оптимальную расстановку кадров;
* формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности, к работе в творческих группах;
* качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладать стимулирующим характером.
Заключение
Да, на сегодняшний день внутришкольный контроль в системе управления образовательного учреждения - проблема актуальная. Исследуя и изучая материал по данной тематике, я для себя выделила четыре основных компонента внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения:
1. Первым компонентом контроля как системы являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов. Распределение обязанностей здесь основывается не только на функциональных требованиях, но и на личных возможностях и ориентации. В центре внимания руководителя школы
- учет возможностей и интересов как контролируемых, так и контролеров. «Навязчивый» контроль, воспринимаемый как насилие, лишает педагога социальной и творческой мотивации, заставляет его защищаться, выбирая тактику поиска «психологической ниши», когда главная задача - не быть пойманным.
С позиции человеческого фактора, внутришкольный контроль должен быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников. С одной стороны, его результатом должно быть качественное улучшение отношений внутри отдельных групп и между ними, с другой - степень профессионального роста педагогов и успехов учащихся. Таким образом, контроль рассматривается в качестве регулятора производственных отношений и одного из элементов методической помощи педагогам, учащимся и администрации школы.
2. Следующий компонент контроля как системы - условия, определяющие его объем, широту и направленность.
К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы времени, кадров и материальные. Осуществляя внутришкольный контроль силами школы, мы используем единые ресурсы, принадлежащие всей школе как социально-педагогической системе, и значит, так или иначе влияем на другие направления ее деятельности и, прежде всего, на педагогический процесс. Поэтому сбалансированность общих ресурсов школы, основанная на их рациональном использовании, является основной заботой руководителя в процессе организации внутришкольного контроля.
К группе факторов, определяющих направленность и качество контроля, также можно отнести компетентность руководства, тип школы, отдаленность от органов управления образованием, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, научно-методический потенциал педагогического коллектива территории, на которой расположена школа, уровень развития учащихся и т.д. Выбор факторов конкретизируется каждой школой.
И ресурсы, и факторы контроля должны быть четко очерчены и подвергнуты анализу. Сделать это возможно при достаточном информационном обеспечении.
Такой подход позволяет ввести еще два критерия эффективности:
1) количество временных, кадровых и материальных затрат в сопоставлении с полученным результатом;
2) уменьшение влияния факторов, снижающих качество контроля и рациональное использование ресурсов.
По первой позиции ясно, что большее количество посещенных уроков, административных проверок, совещаний и педсоветов, организационных приказов и других показателей при неизменных или худших результатах - свидетельство несостоятельности контроля. Но даже если заметно продвижение вперед по каким-либо направлениям, всегда следует задавать вопрос: сопоставимы ли затраченные усилия с полученными результатами?
Второй критерий можно проиллюстрировать на следующем примере. Посещение школы представителями органов образования при отсутствии плана взаимодействия с ней, как известно, отвлекает имеющиеся ресурсы и не позволяет их рационально использовать. Выход? Инициировать заключение взаимных соглашений с органами управления, где точно указывать направления, сроки и критерии контроля.
3. Третий компонент - цели и принципы контроля. Фактически основные цели внутришкольного контроля обозначены нами при рассмотрении человеческого фактора и соответствуют первым трем критериям оценки эффективности.
Планируя внутришкольный контроль на текущий период, руководитель школы, исходя из существующих проблем, конкретизирует общие цели.
Главное - подчеркнуть место и значение целеполагания в моделировании системы контроля. Для этого я ставлю перед собой некоторые из возможных вопросов, связанных с целевыми установками, и отвечаю на них.
1. А какой контроль следует признать целесообразным?
Контроль, цели которого вытекают из целей деятельности школы, средства - из принципов деятельности и контроля как ее частного проявления, а результаты - из цели контроля.
Следует обратить внимание, во-первых, на взаимосвязь «цели - средства - результат» (через критерии оценки эффективности деятельности). Перед вами вполне конкретные разделы (графы) планирования. Отражают ли их планы вашей школы, в том числе план контроля?
Во-вторых, утверждение того, что средства контроля (как и всего управления) должны вытекать из принципов деятельности, а не следовать целям, считаю важным и наиболее весомым моментом. Постулат цели, оправдывающей средства, висит над отечественным управлением как дамоклов меч. Все прелести такого подхода мы испытывали и продолжаем испытывать на себе. Школа не исключение. Поэтому надо учиться проверять выбираемые нами средства, методы управления, провозглашенными нами же и согласованными в коллективе принципами.
2. И от чего зависит эффективность контроля?
От рационального распределения времени, нацеленности на результат и умелого подбора методов с учетом человеческого фактора. Иными словами, эффективность внутришкольного контроля зависит от его спланированности.
4. Четвертый компонент - методы. Но это не раз и навсегда утвержденная схема внутришкольного контроля, а те отдельные, частные наработки, методики, которые управленцы выбирают в процессе контроля с учетом особенностей контролируемого объекта. Но эти наработки обязательно: а) могут быть описаны; б) имеют традицию (т.е. используются управленцем неоднократно); в) могут быть повторены в работе другого управленца при соответствующей коррекции; г) ведут к рациональному использованию ресурсов и повышению эффективности контроля.
Главное - моделирование системы контроля позволяет держать на контроле внутришкольный контроль.
Эту задачу руководитель будет выполнять только тогда, когда поймет: контроль, как впрочем, и все управление, - это не прерогатива лишь управляющих и контролеров, а естественное свойство высокоорганизованных, развивающихся систем. В данном случае школы.
Контроль - это ориентация на процесс, его совершенствование. Это постоянные вопросы «что?», «зачем?» и «так ли мы делаем?», и конкретное выражение той высокой педагогической, профессиональной требовательности к себе, о которой мы столь часто заявляем. И наконец, это поиск взаимопонимания в коллективной деятельности.
Литература
1. Ю.А. Конаржевский Менеджмент и внутришкольное управление М., Центр «Педагогический поиск», 2003 г.
2. Н.А. Шубин Внутришкольный контроль М., Просвещение 1977
3. Т.И. Шамова Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М., Педагогика, 1991
4. Справочник администрации школы по организации УВП. М., Центр «Педагогический поиск», 2000
5. В.А. Кальней, С.Е. Шишов Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М., Пед. общество России, 1999 г.
6. В.А. Сластенин и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Школа - пресс, 2000 г.
7. М.М. Поташник Качество образования: проблемы и технологии управления М., Пед. Общество России, 2002 г.
8. Проектирование систем внутришкольного контроля (под редакцией А.М. Моисеева) М., Пед. общество России, 2001 г.
9. В.С. Татьянченко Планирование внутришкольного контроля Челябинск, 1992 г.
10. В.А. Ясвин Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000 г.
11. В.И Бочкарев Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? Ж. «Педагогика» 2001 г. №2
12. О.А. Панова Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управления «Педагогика» 2001 г. №2
13. Б.П. Мартиросян Изменение задач инспектирования школ и проблемы методического обеспечения их решения «Педагогика» 2002 г. №10
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7