Рассмотренные формы контроля являются важным педагогическим арсеналом в деятельности руководителей школы. Разумное использование этих форм позволяет получать всестороннюю информацию о состоянии дел в школе, активно влиять на педагогический процесс.
Но еще важнее, чтобы процесс проведения внутришкольного контроля был человечным, гуманным и, прежде всего, способствовал творческому становлению учителей, их самообразованию, повышению мастерства педагогов с опорой на то положительное, что есть в человеке.
2. Технология контроля в управлении «Вечерней (сменной) общеобразовательной школы №2»
Контроль в образовательном учреждении МОУ В(С) ОШ №2 осуществляется, опираясь на ряд документов:
1. Законодательные и нормативные акты прямого действия:
ст. 43 Конституции Российской Федерации,
ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании»,
ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение среднего (полного) общего образования в Ставропольском крае,
Законы РФ, включая Кодексы Законов о труде, гражданского права; Указы Президента РФ; решения Правительства РФ, регулирующие отношения в системе образования.
2. Ведомственные нормативные документы:
Приказы Министерства образования Ставропольского края (на основании совместного приказа Министерства образования СК и УФСИН России по СК «Об утверждении плана мероприятий по реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение образования в 2007-2008 учебном году» от 20 ноября 2007 года №500-пр/453);
Приказы Департамента образования и городского управления образования (на основании приказа Отдела образования Администрации Георгиевского муниципального района «Об утверждении плана мероприятий по реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение образования в Георгиевском районе в 2007-2008 учебном году» от 23 ноября 2007 года №548);
3. Локальные нормативные акты школы:
Приказы, положения, инструкции, правила; деятельность структурных компонентов образовательного процесса, регулируемые Уставом и локальными актами школы (методические объединения учителей, классных руководителей, профсоюзная организация); объединения учащихся (классные собрания, ученические комитеты), родительские комитеты школы.
Нормативно - правовая база школы позволяет:
- установить соответствие функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.
- диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель - учитель;
- повышение ответственности учителей-предметников, внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы
- совершенствовать систему контроля состояния и ведения
школьной документации.
- эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в процессиях деятельности.
- создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов.
Цель - это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.
1. Реализация принципов государственной политики в области образования.
2. Соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальные гарантии участников образовательного процесса.
3. Оценивание результативности овладения каждого обучающегося государственными образовательными стандартами.
4. Анализ и прогнозирование положительных или отрицательных тенденций развития системы образования в школе и сопоставление их с действительным состоянием системы образования в городе, республике.
5. Повышение эффективности результатов деятельности коллектива школы.
6. Совершенствование механизма управления качеством и результативностью образования в школе.
Задачи ВШК.
При управлении школой необходимо ответить на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.
1. Осуществление контроля над исполнением Республиканского законодательства в области образования, целевых республиканских, областных и городских программ развития образования.
2. Анализ реализации приказов, иных локальных актов школы, принятие мер по их соблюдению и совершенствованию.
3. Анализ, диагностика и прогнозирование перспективных, значимых для школы направлений развития образовательного процесса.
4. Анализ и оценка результативности работы коллектива и отдельных учителей, приведшей к достигнутому или ведущей к ожидаемому результату:
а) изучение опыта работы каждого учителя, выявление его сильных и слабых сторон, определение затруднений, в преодолении которых он нуждается,
б) поддержка творческого поиска учителя и помощь ему в самоутверждении среди коллег,
в) проверка выполнения каждым работником школы служебных обязанностей и поручений по выполнению плана работы школы,
г) контроль за реализацией учителями и учащимися своих прав, отражённых в Уставе школы,
д) контроль за достоверностью данных первичного учёта и анализа, развития школьников, во-первых, и за умением учителей вести первичный учёт и анализ (диагностику), во-вторых.
5. Изучение состояния и выявление результативности осуществления образовательного процесса, условий получения образования, иных направлений деятельности школы, выявление положительных и отрицательных тенденций в их развитии и принятии мер по устранению негативных тенденций.
6. Поиск, сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки решений, предложений по совершенствованию системы образования в школе. Выявление и обобщение положительного педагогического опыта, упреждение от использования малоэффективных педагогических технологий.
7. Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников
8. Контроль за осуществлением координационных связей взаимодействия как внутри школы, так и школы с внешкольными образовательными учреждениями и общественными организациями.
9. Контроль за работой по организационному, научно-методическому, финансово-хозяйственному и кадровому обеспечению педагогического процесса, своевременностью и качеством выполнения намеченного.
10. Изучение эффективности управления школой, педагогической и прагматической обоснованности принятых и принимаемых решений, отношения членов коллектива к различным аспектам управленческой деятельности.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом - графиком контроля в школе, обеспечивая периодичность и рациональное использование рабочего времени администрации и работников. Сроки проверки доводятся до педагогического коллектива в начале учебного года.
Оперативные проверки возможны в целях установления фактов и проверки информации об отклонениях от нормативных требований, урегулирования и предотвращения конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса, принятия оперативных управленческих решений. Их организация возможна без предварительного предупреждения.
Административный контроль осуществляется в форме надзора за исполнением решений выше стоящих органов управления образованием, приказов, иных локальных актов школы, а также в форме проверки успешности обучения учащихся в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточных зачетов, установленных администрацией.
Аттестация как комплексное изучение деятельности педагогического работника проводится в соответствии с действующим положением о ней.
Периодичность и виды контроля определяются администрацией школы самостоятельно на учебный год по мере необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности работников и доводятся до коллектива.
Посещение уроков, других учебных и внеклассных мероприятий с учащимися проводится в соответствии с расписанием занятий школы. Количество посещаемых уроков и занятий в период контроля деятельности одного работника не может превышать 5 дней. Работник, деятельность которого контролируется, должен быть извещен не позже 7 дней до начала контроля.
Основанием для контроля являются:
1. план-график контроля по школе;
2. заявление работника, в том числе на аттестацию;
3. обращение учащихся, их родителей (законных представителей) по поводу нарушения в области образования.
Как организовать контроль за состоянием преподавания учебных предметов, чтобы он не был случайным? Какие избрать формы и методы контроля? Бессистемные, непродуманные посещения уроков представляют собой поверхностные наблюдения педагогического процесса. Контроль должен быть обусловлен необходимостью его проведения.
Продумывая организацию контроля, некоторые руководители стремятся установить очередность в изучении состояния преподавания учебных предметов. В этой связи в первой четверти они проверяют одни предметы, а второй - другие и т.д. У других контроль строится без учета каких либо принципов и представляет собой сумму разрозненных мероприятий. Третьи стремятся к ежедневному неравномерному посещению уроков. На первый взгляд, кажется, это не плохо. Но здесь есть и недостатки. Руководитель школы на протяжении месяца каждый день посещает уроки разных учителей и не одному из них не уделяет столько времени, сколько требуется для всестороннего изучения работы учителя. Отмеченные подходы к организации внутришкольного контроля не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школы должны стремиться к достижению преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива школы. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива и, следовательно, в повышении качества всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Соблюдение преемственности должно стать принципом руководства педагогического коллектива и послужить основой для отбора системы средств управления. К системе средств управления, прежде всего, следует отнести сочетание различных форм контроля, которые помогут руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Форма контроля - это важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом. Какие из них следует считать более рациональными и почему?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7