Рефераты. Внутришкольный контроль

5. Фронтальный контроль позволяет руководителю школы ознакомиться с системой работы одного учителя, группы учителей или целого методического объединения, на этой основе произвести глубокий и всесторонний анализ их деятельности, указать на недостатки в работе и предупредить их, а также изучить лучший опыт в целях его распространения.

С точки зрения организации, это - групповая форма контроля. Для осуществления ее обычно создается группа проверяющих (6-8 человек) под руководством директора или его заместителя по учебно-воспитательной работе.

Фронтальная форма контроля позволяет проверить систему работы одного учителя. В этом случае проверка ведется в полном объеме, проверяется работа учителя по самообразованию, поурочные и календарные планы, качество преподавания, знаний, умений и навыков учащихся, внеклассная и общественная работа, которую ведет учитель.

Можно проверить работу группы учителей. Это обычно связано с проверкой качества преподавания того или иного учебного предмета. Например: состояние преподавания русского языка (и качества знаний учащихся) в четвертых классах, физики - в восьмых классах, состояние преподавания математики в начальных и т.д. Проверка ведется также в полном объеме: планирование работы, выполнение государственных программ, качество преподавания и знаний учащихся, внеклассная работа по предмету.

Таким же образом проверяется работа методического объединения.

Фронтальная проверка трудоемка и требует тщательной подготовки. Обычно заместитель директора по учебно-воспитательной работе заранее составляет план проверки, обсуждает его с проверяющими, дает пояснение к каждому пункту. Затем распределяются обязанности между проверяющими, устанавливаются сроки проверки, намечается дата и место обсуждения результатов проверки (методическое объединение, производственное совещание, педагогический совет). Особенно тщательно должен быть отработан план.

6. Классно-обобщающий контроль - такая форма, которая позволяет выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия. Эта форма рассчитана только на руководителей школы. Она многопланова и требует от руководителя тщательной подготовки. Практически она осуществляется следующим образом: руководитель избирает класс и посещает все уроки и мероприятия на протяжении двух-трех дней. Это позволяет ему пронаблюдать работу всех учителей, преподающих в данном классе, и по возможности не один раз. Чтобы наблюдение за деятельностью учителей проходило целенаправленно, руководитель должен иметь четко продуманный план.

Наблюдая за деятельностью каждого учителя сравнивая и сопоставляя приемы и методы их работы, руководитель получает богатый материал о педагогическом воздействии определенной группы учителей на учащихся данного класса. Факты видны. Видны так же и отдельные недоработки каждого. Пользуясь методом сравнения, руководитель ясно видит в чем помочь одному учителю, что потребовать от другого, какие сильные стороны третьего следует развить и сделать достоянием всего коллектива, в чем именно следует добиться единства действий учителей, работающих в данном классе.

Методическая направленность внутришкольного контроля - результат

контроля:

1. чему научили и чему научились?

2. что исправили и что улучшили?

3. от чего отказались и что развили?

4. каков уровень профессионального мастерства и как помог контроль в его развитии?

Центральное звено управления, обеспечивающего контроль, - методические объединения (м/о), которые организуют взаимоконтроль.

Преимущества организации внутришкольного контроля через м/о следующие:

1. легче найти взаимопонимание, так как коллективы - специалисты одного или близкого профиля;

2. объединение внутришкольного контроля и методической работы;

3. коллективная выработка целей;

4. коллективное планирование;

5. непосредственный личностно-ориентированный подход к каждому учителю.

При организации контроля можно использовать различные методы.

Наиболее эффективные из них:

1. устная проверка - беседа (живой контакт между проверяющим и учеником);

2. письменная проверка (более объективная при выявлении ЗУН как письменной речи, так и письменно - вычислительных навыков учащихся);

3. графическая проверка (посредством наглядного образа);

4. комбинированная проверка сочетает методы: устный, письменный, графический, наблюдение, анкетирование, тестирование, посещение уроков, внеклассных мероприятий, срезовые работы, творческие работы, изучение самоанализа учителей, изучение документации.

Руководство школой будет эффективным лишь тогда, когда контроль осуществляется не от случая к случаю, а систематически, на основе заранее намеченного плана. Нужен план, основанный на точном расчете, ясном и обусловленном необходимостью содержании, определения конкретных исполнителей, средств, времени выполнения.

Руководствуясь Законом «Об образовании», Национальной программой подготовки кадров, Указами Президента в области образования, Положением об общем среднем образовании, Уставом школы, администрация при планировании должна исходить из фактического положения дел в школе.

Планирование должно предусматривать поступление достаточной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, так как без этого администрация будет слепо следовать за событиями, которые сложились или складываются помимо их воли.

Весь объем работы по вопросам руководства и контроля, намеченный в плане, должен быть рассчитан не только на руководителей школ, но и на профсоюзные организации, и методические объединения.

В плане должно быть четко определено, кто и когда осуществляет контроль, какими формами и методами, где обсуждаются результаты.

План должен выражать не только идею строгого контроля за деятельностью педагогического коллектива, но и оказания всесторонней помощи нуждающимся в целях повышения их педагогического мастерства, а также изучения и распространения передового опыта в коллективе.

Окончательно план утверждается на итоговом педагогическом совете в конце учебного года соответствующими дополнениями и изменениями, внесенными членами педагогического коллектива.

При таком подходе весь коллектив является участником составленного плана и перед уходом в отпуск каждый знает, над какими вопросами будет работать школа, методическое объединение и конкретно каждый из них в новом учебном году. Это, несомненно, позволяет членам коллектива более основательно подготовиться к выполнению порученного дела.

Все совещания, педагогические советы проводятся в установленные дни: совещания при директоре - по вторникам, педагогический совет - по четвергам.

У каждой администрации школы - свой подход, свои методы контроля, которые диктуют ему условия работы, возможности коллектива, задачи школы. Но есть некие общие основания, характерные для каждого учебного заведения - это компоненты педагогической деятельности. Из них-то, в основном, и нужно исходить при планировании и проведении внутришкольного контроля. И это приносит свои результаты: коллектив привыкает к постоянному самоанализу, нет «западающих» проблем, своевременно выявляются профессиональные затруднения.

В МОУ В(С) ОШ №2 проводятся следующие виды контроля:

1. Предварительный - предварительное знакомство;

2. Текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

3. Итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

4. Тематический. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещения уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

5. Классно-обобщающий. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебной работы в отдельном классе или классах:

1. деятельность всех учителей;

2. включение учащихся в познавательную деятельность;

3. привитие интереса к знаниям;

4. стимулирование потребности в самообразовании, самоопределении;

5. сотрудничество учителя и учащихся;

6. социально-психологический климат в классном коллективе.

Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроками, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

6. Комплексный. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов районного управления образованием. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета при директоре или его заместителях. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.