Рефераты. Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

3. Выявить влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста .

В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 Этап: Изучить знания старших дошкольников о цвете на начальном и конечном этапе.

2 Этап: Изучить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет на начальном и конечном этапе

3 Этап: Сопоставить результаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков.

Состав испытуемых: в исследовании участвовало одна группа детей в количестве 10 человек: пять девочек и пять мальчиков.

Характеристика испытуемых: все дети одного года рождения (2002г.), имеющие примерно одинаковую базу знаний, являются вторыми детьми в семье, без хронических заболеваний, пять девочек и пять мальчиков.

2.2 Методы исследования

Исследование уровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед и анкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкета по выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов:

1. Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их?

2. Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах)

3. Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят?

4. Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты бы использовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете)

5. Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почему их так назвали?

6. Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый, фиолетовый, зеленый)

7. Подбери колорит к платью для девочки?

8. Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злой ведьмы?

Эти вопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», они отражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей о цвете.

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос и удачно выполнил задание.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с большей частью задания.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием.

Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различать теплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представление о контрасте.

Изучение изобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения по рисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работы выбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленые мелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок:

1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода - весь мост размела. (Мороз и весна)

2. Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)

3. Летом - зеленый, осенью - золоченый, зимой стоит голый, а весной - новый. (Лес)

4. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)

5. Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

По длительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям:

- достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся на своих местах;

- достоверность изображения цвета предмета;

- использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе.

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет, использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки цвета.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.

2.3 Программа ознакомления детей с цветом на занятиях по рисованию

Проанализированы и проработаны три программы по ознакомлению детей с цветом, на их основе была разработана новая программа ознакомления детей с цветом, которая состоит из трех разделов. Первый раздел включает индивидуальную и подгрупповую работу по кубику-трансформеру Зайцева в свободное от занятий время. Второй раздел состоит из прогулок в природу, рассматривания картин и слайдов. Третий раздел это непосредственно ознакомление с цветом на специально организованных занятиях.

Формирующий эксперимент начался 1 февраля 2009 года, закончился 1 апреля 2009 года, за это время было проведено 8 занятий по ознакомлению с цветом, дети принимавшие участие в эксперименте познакомились с кубиком-трансформером, со словами, обозначающими цвета, стали замечать изменения в природе.

Работа по ознакомлению с цветами, но кубику-трансформеру проходила индивидуально. Каждому ребенку в игровой форме показывался кубик, действия с ним, названия цветов. Предлагались игры «Составь кубик так, чтобы желтый и красный цвет оказались рядом», или «Вспомни присказку к кубику» и др. такая работа проводилась на протяжении всего эксперимента, до того момента пока все дети, участвующие в нем не познакомились с двенадцатью цветами.

Параллельно проходила работа в природе на прогулках и в группе. На прогулках учились определять цвет неба, как он меняется в течении дня в зависимости от погоды. В группе просматривались слайды и картины, сравнивали цвет моря и цвет неба, цвет солнца и луны, осени и лета.

Были разработаны 8 занятий. На первом занятии детей познакомили с радугой, цветовым кругом, научить рисовать радугу акварельными красками приемом вливания цвета в цвет.

На втором занятии знакомим с оттенками семи цветов радуги, знакомим с понятием «колорит». Учим осветлять и затемнять цвет при помощи смешивания цветной краски белого или черного цвета краски. Учим называть получившиеся цвета. Учим подбирать и сочетать цвета на картине, учим рисовать осень, зиму или лето.

На третьем занятии необходимо рассказать о теплых и холодных цветах, научить составлять теплую и холодную цветовую гамму. Учить рисовать белочку в зимней и летней шубке.

На четвертом занятии необходимо научить детей находить дополнительные цвета в цветовом круге. Учить украшать платье девочки-краски элементами, окрашенными в дополнительные цвета.

На пятом занятии необходимо научить детей сочетать цвета, запоминать названия цветов и придумывать возможные сочетания цветов. Познакомить с эмоциональным воздействием цвета на человека. Учить рисовать замок доброй волшебницы и замок злой колдуньи.

На шестом занятии необходимо познакомить с композицией, учить детей располагать предметы разной формы на листе бумаги прямоугольной, квадратной, круглой и треугольной форм. Учить составлять композицию их предметов по сочетаемости цвета.

На седьмом и восьмом занятиях предложить детям задания на закрепление материала и на развитие творчества рисовании.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ НА УРОВЕНЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1 Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников

Данные исследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1.

Дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень (3 ребенка) - составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют 50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Иванова Настя и Юлдашев Рамиль имеют противоречивые результаты: с одной стороны они называют цвета и порядок их в радуге, а также некоторые оттенки, умеют композиционно правильно расположить на листе изображение, а с другой стороне не могут ответить на вопросы о сочетаемости цветов и не знают основных понятий Цветоведения.

Таблица 1. Исследование первоначальных знаний о цвете у детей 5-6 лет

фамилия

имя ребенка

Основные цвета

и оттенки

Знания основных понятий Цветоведения

Знания о

Смешивании цветов

Знания о

композиции

Уровень знаний

о цвете

1

Ашрафова Эльвира

С

С

С

Н

С

2

Иванова Настя

С

С

Н

Н

С/Н

3

Сафиуллина Регина

Н

Н

Н

Н

Н

4

Пыркова Софья

Н

Н

Н

Н

Н

5

Трофимова Зарина

Н

Н

Н

Н

Н

6

Юлдашев Рамиль

С

С

Н

Н

С\Н

7

Пеньков Никита

С

С

С

Н

С

8

Садыков Данил

С

С

С

Н

С

9

Уразаев Данил

С

Н

Н

Н

Н

10

Апаев Игорь

Н

Н

Н

Н

Н

ИТОГО по группе

С

С/Н

Н

Н

С

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.