Рефераты. Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКМУЛЛЫ

Институт педагогики

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

Специальность: 050707.65

Педагогика и методика дошкольного образования

Базовое образование: средне-специальное

Курсовая работа

По дисциплине Методика изобразительной деятельности

Савченко Галины Алексеевны

На тему: Влияние знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

Проверила:

Дата защиты курсовой работы__________

Оценка________

Уфа 2009.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦВЕТОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета

1.2 Наука о цвете

1.3 Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Программа ознакомления детей с цветом на занятиях по рисованию

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ НА УРОВЕНЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников

3.2 Результаты исследований уровня изобразительных умений у старших дошкольников

3.3Изучение влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Человек рождается с набором пяти основных чувств, данных им природой для ориентирования в пространстве, ознакомления с окружающим миром. Эти чувства дарят человеку более 200 разных ощущений. Человек начинает видеть окружающий мир с рождения, постепенно фокусируя зрения и различая отдаленность, цвет и величину окружающих предметов. Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.

С момента рождения взрослый помогает ребенку ориентироваться в окружающем, знакомит его с предметами, их назначением, способам действия, свойствами и качествами предметов, а также знакомит с цветовыми эталонами. Таким образом, ребенок усваивает признаки предмета, основным главным признаком предмета для ребенка дошкольника является цвет. Так, ребенок устанавливает связи: солнце - желтое, трава - зеленая, небо - синее. В своих ранних рисунках ребенок, рисуя зеленые пятна, подразумевает, что это трава. И форма для ребенка не столь важна (не всегда ребенок может воспроизвести форму предмета), как цвет. Цвет предмета легко предать краской или цветным карандашом.

Существует мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связанно с тем как он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того что не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить в рисунке все, что чувствует и понимает. По аналогии с музыкой, в которой, чтобы выразить определенные эмоции, необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. И задача педагога научить этому ребенка. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке этого эмоционального и интеллектуального уровня. А судить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники.

К тому моменту, когда ребенок становиться способен воссоздать цвет предметов в своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия цвета. У детей это проходит в разное время, но в основном к пяти годам. Жизненный опыт ребенка этого возраста пока невысок, он еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит. Именно это время взрослый может помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии.

Чтобы увидеть "прекрасное цветное", необходимо иметь не только хороший биологический перцептивный аппарат, но и возможность сравнительной оценки с реальностью. Создать или передать "прекрасное цветное" гораздо сложнее, чем увидеть и осознать. Проблема всегда остается актуальной, когда мы говорим об осознании чувственного восприятия. Цветовое восприятие - одно из главных составляющих познания реального и иллюзорного миров.

Авторы книги рассматривают восприятие цвета как осознание трехмерного пространства, накопление, развитие творческого потенциала и креативного мышления. В данной работе затрагиваются вопросы взаимосвязи мышления и биологических процессов человека, мировосприятия и понимания физических законов света. А также изложена проблема цветового восприятия в изобразительном искусстве через призму художественного творчества и психологических составляющих его влияния. Рассматривая восприятие цвета на основе творческого опыта художников, классифицировали основные понятия в теоретических вопросах цветоведения.[12, 8]

Существует достаточно много методик, программ, рассчитанных на обучение детей изобразительным техникам. Разработанные в 80 - 90-х годах прошлого века программы такими авторами, как Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Т.Н. Доронова, В. А. Езикеева. Данные программы, рассчитанные на обучение детей рисованию, учат рассматривать предметы перед тем, как его нарисовать, знакомят с сенсорными эталонами, а также с цветом предметов. На сегодняшний день существует достаточно много современных авторских программ по изобразительному творчеству - это программы Лыковой И.А., Кузнецовой О.Г., Сахоровой О.М. На наш взгляд обучать детей только техническим приемам мало, необходимо знакомить детей с цветом на специально организованных занятиях. Поэтому нами были проанализированы следующие программы по ознакомлению детей с цветом Дубровской Н.В., Шоптовой Т.В., Зайцева Н.А.

Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Одной из причин, затрудняющих восприятие цвета у детей, может являться недостаточная профессиональная и методическая подготовка педагогов. Предлагаемая работа поможет педагогам и родителям расширить свой кругозор в области цветовой грамоты.

Цель исследования: выявить влияние знаний детей о цвете на уровень их изобразительных умений.

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ознакомление с цветом старших дошкольников.

На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаем следующую гипотезу для проведения исследования: при целенаправленном ознакомлении детей с цветом на занятиях по рисованию у детей повышаются изобразительные умения. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня. Поэтому ознакомление с цветом и учить детей пользоваться им как средством выразительности в рисунках необходимо начинать в возрасте 5 лет.

Задачи исследования:

1 Выявить уровень знаний детей 5-6 лет о цвете.

2 Выявить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет.

3 Сопоставить результаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков детей.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, методы обработки данных.

В исследовании принимали участие дети старшей группы (10 человек) МДОУ№268 «Аленушка» г. Уфа ул. Менделеева 199/1. В группе испытуемых 5 мальчиков и 5 девочек 2002 года рождения.

Теоретическая значимость: Проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической и методической литературы по теме ознакомления детей с цветом на занятиях по рисованию. Рассмотрены особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста, проанализирован и апробирован опыт по ознакомлению детей с цветом на занятиях по рисованию, а также выявленные наиболее эффективные виды работ по ознакомлению детей с цветом на занятиях по рисованию. Познакомит педагогов и родителей с такими понятиями как цветовой круг, цветовой тон, насыщенность, светлота, контраст, теплые и холодные цвета, колорит.

Практическая значимость: Знание педагогами и родителями особенностей восприятия цвета у детей, а также особенностей ознакомления с цветом, позволяет целенаправленно стоить обучающую работу с детьми.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦВЕТОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета

Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали конструктора. Подбирая их по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные поделки.

Как всю красоту окружающего мира передать словами. Кто нам сказал, что солнышко - желтое, а трава - зеленая?

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.[1;43] Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор. Такое осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом и является природной особенностью детского восприятия.[1;89]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.