Рефераты. Влияние СМИ на социальное развитие младшего школьника

Средства массовой информации (в данном случае телевидение и магнитофон) имеют, в целом.43%. Ведущее место в досуге детей занимает прослушивание музыки. Но в последнее время через СМИ на юных слушателей обрушивается море музыкальной продукции. В основном, состоящей из произведений весьма сомнительных в художественном и нравственном отношении. Следствием этого является активное влияние звёзд современной эстрады на музыкальное предпочтение младших школьников.

По результатам нашего исследования около 60% учащихся начальной школы выбирали для себя приоритетным творчество современных эстрадных исполнителей. Среди наиболее популярных: "Земфира", "Корни", популярные "поп-звезды" проекта "Фабрика звезд" и т.п. Проанализировав песни этих групп, мы убедились, что они не только не приобщают к нормам, а наоборот, побуждают ребёнка игнорировать устои общества, пропагандируя "культ силы", агрессию, свободную любовь.

Как показало исследование, младших школьников привлекает, в основном, "внешняя" сторона песни: ритм, запоминающаяся мелодия. Дети совершенно не задумываются над смыслом песен, не умеют анализировать их текст.

По результатам нашего исследования, около 34% учащихся называли имена популярных эстрадных исполнителей в качестве нравственно-ориентирующего образца (идеала). Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчленённое целое, в котором качества личности не отделены от поступков. "Дети и подростки - личности ещё не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей. Они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведёт к потере духовной культуры" (2).

Можно предположить, что, выбирая в качестве своего идеала популярного эстрадного певца, младший школьник будет не только петь его песни, но и усваивать (даже на подсознательном уровне) идеи ненависти, убийства и, может быть, даже и действовать на основе усвоенных идей.

Представление о структуре досуга позволяет иначе структурировать саму проблематику влияния СМИ на социализацию младшего школьника. Здесь в качестве основного вводится принцип иерархии различных видов деятельности в структуре досуга, что предполагает разворачивание интерпретации относительно развития мотивационно - потребностной сферы школьника. В принципе, рассмотрение проблематики СМИ в структуре досуга сориентировано на построение типологии различных жизненных стилей учащихся. Поэтому здесь особое значение приобретает анализ влияния социально-стратификационных факторов. Наряду с этим, особый интерес представляет не только анализ возрастных изменений в структуре досуга, но и различий между родителями и учащимися. В частности, здесь особую роль приобретает и кросс культурная специфика. Так, например, анализ соотношения структуры досуга родителей и детей в Москве и Амстердаме позволяет выявить принципиальные различия. Если структура досуга у московских родителей и подростков принципиально отличаются друг от друга, то в Амстердаме между ними обнаруживается высокая корреляция. Иными словами, в отличие от Москвы, в Амстердаме мы фиксируем "единый семейный стиль" проведения досуга родителей и детей.

Как мы отметили выше, при анализе структуры досуга особую значимость приобретает изучение мотивов обращения школьников к телевидению. Специальные исследования позволили выделить не только возрастные особенности изменения познавательной, рекреационно-развлекательной и компенсаторной мотивации теле просмотров, но и с помощью специального факторного анализа уточнить мотивационную структуру обращения учащихся к телепросмотрам. Эта структура состоит из пяти основных блоков: регулятивно-интегративного (социальная интеграция), релаксационно-развлекательного, образовательного, нормативно-регуляционного (социализация в узком смысле: трансляция норм поведения, эталонов для подражания) и художественно-эстетического.

Материалы проведенных исследований позволяют не только оценить возрастные изменения рейтинга телевизионных передач, но и проследить особенности телевизионных трансляций за период с середины 80-х до конца 90-х годов. Сравнение списков передач, обладающих в разные годы наиболее высоким рейтингом среди младших школьников, позволяет выделить ряд характерных тенденций:

исчезают явные передачи-лидеры, центрирующие вокруг себя детскую аудиторию;

сокращается "цикл жизни" популярных передач в телевизионном эфире;

исчезают ориентированные на младших школьников передачи общественно политической направленности (подобные популярным в 80-е годы передачам: "12 этаж", "Мир и молодежь");

изменяется жанровая специфика популярных среди младших школьников телепередач (наиболее популярными становятся передачи, конкурсы и ток-шоу).

В целом, материалы исследований свидетельствуют о весьма существенных изменениях детской телевизионной субкультуры. Можно думать, что увеличившаяся вариативность телевизионной информационной среды привела к дезинтеграции возрастной поколенческой субкультуры. Иными словами, если в середине 80-х телевидение выступало как целостное информационное пространство ценностно-интегрирующее, достаточно крупные возрастные когорты, то в конце 90-х возрастные когорты учащихся все больше дифференцируют для себя информационную среду телевидения. При этом характерно, что политика телевещания не ориентирована на создание специальных телепередач для детской и подростковой аудитории.

4. Структура телевизионного вещания. Так же в ходе нашего исследования мы попытались выяснить наиболее популярные телепередачи и телеканалы, которые ежедневно смотрят младшие школьники. С этой целью мы опросили учащихся начальных классов школ г. Ставрополя (примерно 300 человек). Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

Какой телеканал ты наиболее часто смотришь?

Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?

Определились следующие группы ответов.

Телеканал МУЗ ТВ

42%

Телеканал СТС

36%

Телеканал НТВ

16%

Телеканал Россия

10%

Телеканал Культура

4%

Оказалось, что младшие школьники затрудняются ответить на вопрос "Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?", так как эти телепередачи практически отсутствуют на экранах нашего телевидения. Это можно подтвердить следующими наблюдениями. Проанализировав "расписание" телепрограмм (учитывая тот факт, что на современном этапе у каждого младшего школьника по телевизору показывает как минимум 5 телеканалов), мы выяснили, что с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 18.00 (то в то время, когда ученики не бывают в школе) по телевидению показывают следующее:

КАНАЛ

ВРЕМЯ

"ИНФОРМАЦИЯ"

1 Первый

9.10 - 10.20

10.20 - 10.50

10.50 - 12.00

12.20 - 13.30

15.10 - 16.00

17.00 - 18.00

"Убойная сила" (сериал)

"Детективы" докум. передача

"Малахов + Малахов" (ток-шоу)

"Чёрный ворон" (сериал)

"Лолита без комплексов" (ток-шоу)

"Большие девочки" (сериал)

Россия (РТР)

8.35 - 11.00

12.45 - 13.40

13.45 - 14.00

16.30 - 17.15

17.15 - 18.15

"Бой с тенью" (боевик)

Ток-шоу "Частная жизнь"

Дежурная часть (докум. передача)

Смехопанорама

"Обречённая стать звездой"

НТВ

9.05 - 10.20

10.20 - 10.50

10.55 - 11.55

13.35 - 15.30

15.30 - 16.20

18.30 - 19.00

"Кулинарный поединок" (ток-шоу)

"Чистосердечное признание" (ток-шоу)

"Следствие вели…" (ток-шоу)

"Бандитский Петербург - 7"

Морские дьяволы" (сериал)

"Обзор. Чрезвычайное происшествие"

а, т, в - СТС

8.30 - 9.30

9.35 - 10.00

10.15 - 13.15

13.20 - 14.20

15.00 - 16.00

16.05 - 17.15

18.15 - 19.00

"Не родись красивой" (сериал)

"Моя прекрасная няня" (ток-шоу)

М/ф "Ну, погоди!"

М/ф "Мумия"

М/ф "Самурай Икс"

М/ф "Шаман Кинг"

М/ф "Смешарики"

М/ф "Принцесса Тенко и хранители магии"

"Сабрина - маленькая ведьма" (сериал)

"Зачарованные" (сериал)

"Доктор Кто" (сериал)

"Кто в доме хозяин?"

МУЗ ТВ

9.00 - 11.00

11.05 - 11.55

12.00 - 12.25

12.30 - 13.55

14.00 - 14.30

14.45 - 15.15

15.20 - 16.20

16.25 - 17.25

17.50 - 18.30

18.35 - 19.15

"Энергетик"

"Срочный хит-парад"

"Полный фэнш"

"Наше"

"Правдивые голливудские истории Дрю Бэрримор"

"Испытание верности"

М/ф "Чобиты"

Хит-парад "20"

"Молодые, сексуальные и …зажигающие"

"Быть с Сергеем Зверевым"

Теперь перед нами реальная картина содержимого нашего телевидения: значительное преимущество остается за телесериалами для взрослых и различных ток-шоу, не несущих в себе значимой информации для младшего школьника, как в интеллектуальном, так и в духовном развитии, а наоборот содержащие в себе скандальный, преступный и агрессивный по отношению к окружающей действительности характер.

Из выше перечисленных телеканалов лишь на одном из пяти в программу включены мультфильмы, но хотелось бы особо обратить внимание на то, что из 6 предложенных детям мультфильмов только 1 безобидный отечественный, реализующий в своём содержании воспитательное значение для детей. То есть это наглядный пример того, что воспитание патриотизма в наших детях напрочь отсутствует.

Специально проведенный контент-анализ программ телевещания показывает явную вестернизацию телевизионного эфира. Например, более половины фильмов, транслируемых по каналам РTP, НТВ и ТВ-6, приходится на американские ленты. Отечественные фильмы составляют на этих каналах около 20%. Другой особенностью является доминирование на телеэкране фильмов 80-х годов. Характерно, что если отечественные фильмы 80-х годов составляют 10,2%, то американские 46,8%. Сходное соотношение наблюдается и относительно фильмов 90-х годов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что телевизионная политика кинопроката особым образом ориентирует ценностные представления современного российского младшего школьника: жанрово-тематическая специфика художественных фильмов сориентирована на "американизацию" субкультуру младшего школьника. Более того, половина фильмов, транслируемых по российскому телевидению, является сериалами (в основном американскими и южноамериканскими), что предполагает не просто регулярное проведение зрителями большого количества времени перед экранами в определенные часы, но и действие особых механизмов идентификации с персонажами, которые существенным образом влияет на общее смысло-жизненное пространство младшего школьника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.