Рефераты. Влияние СМИ на социальное развитие младшего школьника

Еще одна теория социализации уделяет первостепенное внимание условиям, способствующим максимальному социализирующему влиянию СМИ. Ван Эвра (Van Evra, 1997) считает, что совокупное влияние СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности "критически мыслить" во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым релевантным жизненным опытом. Например, очень вероятно, что СМИ окажут сильное воздействие на мальчика, который часто смотрит комедийные сериалы и воспринимает как реалистичные изображения этнических групп, с которыми он редко сталкивается в жизни.

СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации (Rosenberg, 1992). Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился.

Сравнивая американских детей и проживавших в США детей из других стран, Зохури (Zohoori, 1988) обнаружил, что иностранные дети находят телепередачи более интересными, проводят больше времени за их просмотром, чаще идентифицируют себя с телевизионными персонажами и используют телевидение в образовательных целях, чем американские дети. В согласии с теорией культивирования, они также относились с большим доверием к социальной реальности, какой ее изображает телевидение.

То, что создаваемый телевидением мир казался им более реальным, хорошо согласуется с тем фактом, что они меньше непосредственно соприкасались с культурой и делали свои выводы на основании ее изображения.

Взрослые иммигранты также часто обращаются к телевидению, чтобы пополнить свои знания о США, как до, так и после своего прибытия в эту страну (Chaffee, Nass & Yang, 1990). В модуле 2.2 даны примеры того, как телевидение используется в качестве социализирующего агента в трех очень разных обществах.

Таким образом, теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа.

1.2 Возрастные особенности личности младшего школьника

В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими. К началу школьного периода формируется ряд новых психических образований:

стремление к общественно значимой деятельности;

способность управлять своим поведением;

умение делать простые обобщения;

практическое овладение речью;

умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми;

В 6-7 летнем возрасте ребёнка первая крупная перемена в жизни. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка к окружающим.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс ещё не завершается. Идёт интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребёнок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц, все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается соматическая функция коры. Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность органов чувств. Возрастные изменения темперамента, несомненно, находятся в прямой зависимости от хода созревания и развития организма ребёнка, прежде всего мозговых основ психики, свойств нервной системы.

Детей отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может обусловливать в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как лёгкость перехода к возбуждению, импульсивность.

Характерны для детских возрастов также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость. Весьма обычны стремительные переходы от горестных слёз к улыбке, веселью. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается в годы детства с быстрым возобновлением энергии. Об этом своеобразии работоспособности ребёнка К.Д. Ушинский писал: "Заставьте ребёнка сидеть, он очень скоро устанет, лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы". [9; 441]

Нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте - своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте характерные черты активности - это лёгкость пробуждения интереса и недостаточная длительность состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность в эту пору жизни, и моторика, иные, чем в последующих школьных возрастах. С годами происходит как увеличение возможностей нервной системы, так и ограничение, утрата её ценных детских свойств. (Петровский А.В., 1996)

По мнению Дубровиной И.В. наиболее простое, естественное проявление темперамента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент даёт о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врожденные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребёнка в его взаимоотношении с окружающими людьми и условиями жизни.

У большинства младших школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребёнок, тем сложнее его отношения с миром, тем чаще он испытывает воздействия этого мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

Дети холерического темперамента активны. Они быстро берутся за дело и доводят его до конца. Они любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Но им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как их природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т.п. Поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, недописывать слова и пр. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды или гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Путём воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребёнка постепенно развивается новый темп деятельности.

Дети-сангвиники отличаются большой живостью. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Однако они могут так же быстро охладеть к начатому делу, как и увлечься им. Сангвиники могут дать искреннее обещание, но не выполнить его. Они принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль. Они могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а его подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностностью. Путём разумного воспитания можно помочь ребёнку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, к одноклассникам, научить его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе, в симпатиях.

Дети флегматического темперамента отличаются медленно возникающей слабой возбудимостью. Их чувства имеют слабую внешнюю выразительность. Для них характерно спокойное и ровное поведение. Это смирные дети. Они малообщительны, никого не трогают, не задевают. Если их вызывают на ссору, они обычно стараются её избежать. Они не склонны к подвижным и шумным играм. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Путём воспитания можно помочь флегматикам преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность.

Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе. /Дубровина И.В., Кулагина И.Ю., Мухина В.С., Обухова Л.Ф., Петровский А.В. и др. /

Познавательная деятельность младших школьников проходит в процессе учения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, "созерцательной любознательностью". Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они дают себя знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.

Наиболее близким нам является мнение известного психолога А.В. Петровского, который считает, что различия по темпераментам - это, прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а не по своеобразию её проявлений. [5; 123] Каждый темперамент имеет и положительную, и отрицательную стороны. Конкретное представление об этом дают результаты изучения влияний на учебную деятельность отдельных свойств типа нервной системы и соответствующих им черт темперамента.

Такие свойства темперамента, как уровень активности и лёгкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Всё зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов.

Педагогам и воспитателям часто приходится сталкиваться с различиями между детьми по их общей активности и по выражению чувств. Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном знакомстве с ребёнком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психике, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Характер не является врождённым, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врождённым - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребёнка, а так же формируется в деятельности. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребёнок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, аккуратность, целеустремлённость, настойчивость, систематичность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребёнок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Так же ребёнок знакомится со вторым языком - английским. Он узнаёт традиции и обычаи, историю и культуру Англии, знакомится с фольклором страны, особенностями строения языка и т.д., что, несомненно, оставляет отпечаток на развитии младшего школьника.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход, не должен ни в какой мере, нарушать общих требований. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчёркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, "организовывать… гимнастику поведения", закреплять правильные формы поведения.

К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.Л.С. Выготский указывал, что в школьный возраст ребёнок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. [] Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. У младших школьников складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения. Младший школьный возраст предоставляет больше возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное огромный авторитет, которым пользуется учитель. В этом возрасте, оставив семью, ребёнок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря. Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьёзные дела для семьи, узнаёт школьный распорядок. Но, освоив законы "общежития", он пытается их нарушить, но искренне раскаивается в своих поступках. Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любят игры, ответственно относятся к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.

Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Важно отметить, что для выполнения этой задачи учителю необходимо мотивировать учеников.

Мотивация (от лат. "двигать") - общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. (И.П. Подласый, 2000) С позиции ученика следует вести речь о мотивации учения. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяют социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяют на широкие и узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные, учебно-познавательные, самообразования. Так же мотивы делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, требований, понуканий или даже принуждений. Истинный источник мотивации ребёнка находится в самом ребёнке. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

чувство долга,

желание получать похвалу учителя,

боязнь наказания,

привычка выполнять требования взрослых,

познавательный интерес,

честолюбие,

стремление утвердиться в классе,

желание порадовать родителей,

желание получить "пятёрку",

желание получить награду,

Среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные - сопутствующими. Учитель будет выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

Таким образом составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Исследования позволяют выделить несколько ступеней включённости ребёнка в процесс учения: отрицательное, положительное и безразличное. Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей - при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый - правильная характеристика учеников, принадлежащих к этому типу. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубокой осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. Ученик ищет нестандартные способы решения учебных задач, проявляется гибкость мышления, предпочтения отдаётся творческой деятельности, увеличивается доля самообразования.

1.3 Информационная среда и проблемы социализации младших школьников

Очевидно, что для понимания особенностей социализации, формирования системы ценностных ориентации учащихся совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит СМИ. Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время, во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники и проката видеофильмов). Во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль.

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определённой социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придаёт определённую направленность её деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации: [5]

Информационно-познавательные. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации (СМИ) мы постоянно узнаём о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная. С помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная. СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворённость.

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребёнок в семье, готовящий уроки под "аккомпанемент" голубого экрана или магнитофона - явление, давно уже ставшее абсолютно привычным.

Мы в праве констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе.Т. е. СМИ, в основном выполняют функцию развлечения - это, в большинстве своём, не несёт подлинной культуры. Культуры во всём: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

"Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодёжи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение - это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни" (3). В результате исследования, проведённого Л.Ф. Боженко, оказалось, что львиную долю свободного времени "съедает" телевизор (1).

"Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определённые модели поведения - либо на основе "мыслительных опер". Либо через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии - гнев, ссора, драка. Ребёнок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира" (2).

В условиях научно-технического прогресса существенное влияние на художественную и эстетическую деятельность человека оказывают СМИ. Массовая коммуникация - это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей. [5]

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчленённое целое, в котором качества личности не отделены от поступков. "Дети и подростки - личности ещё не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей. Они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведёт к потере духовной культуры" (2).

Можно предположить, что, выбирая в качестве своего идеала популярного эстрадного певца, младший школьник будет не только петь его песни, но и усваивать (даже на подсознательном уровне) идеи ненависти, убийства и, может быть, даже и действовать на основе усвоенных идей.

"Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня" - пишет В.А. Сухомлинский в своей книге "Сердце детям", - что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. (4)

Таким образом, СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои "идеалы". Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной эстраде, как правило. Выбирает "модных" на сегодняшний день поп-звёзд, которые не редко становятся его жизненным идеалом, определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек. Разбирающийся в современной эстраде, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор. Главным проводником в мир музыкальной продукции должен стать учитель музыки, который поможет учащимся начальной школы разобраться в современной эстраде.

Глава II. Изучение теоретической сущности влияния современных средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника

2.1 Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России и Зарубежом

Многие родители задают закономерный вопрос - влияет ли телевидение на сознание ребенка? К сожалению, ответ неутешительный - да, влияет и очень сильно. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день. Больше всего времени перед ним проводят дошкольники и пенсионеры, меньше школьники и работающая молодежь, еще меньше женщины старше 30 и совсем мало мужчины трудоспособного возраста. Но сколько это совсем мало - примерно 2 часа в день. На школьников и дошкольников приходится около трех - четырех часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Что успевает увидеть ваш ребенок за эти 5 уроков - три сцены насилия и убийств, в сцены - поведения не одобряемого общественностью (употребление наркотиков, курение и др.) и одну сексуальную сцену. Неужели все это не окажет влияния на сознание ребенка. Ведь к окончанию школы ребенок увидит около 8000 сцен с убийствами и 100000 сцен с применением насилия. Однажды среди заключенных (американских) был проведен опрос - может ли телевидение научить вас новым криминальным трюкам, 8 из 10 человек ответили положительно; 3 из 10 сказали, что пытались совершить преступления, руководствуясь увиденным. Исследования показали, что просмотр передач, содержавших сцены насилия вызывает у ребенка агрессивное поведение. Такие дети в несколько раз больше совершают правонарушений, чем дети, которые не увлекаются просмотром таких телепередач.

Причем существует зависимость, что просмотр боевиков в 7-8 лет может предопределить агрессивность в старшем возрасте 17-19 лет. В нашей стране, как и в Америке, Канаде и других странах с появлением телевидения резко взрастало количество преступлений. В свое время по кинотеатрам (!) СССР прошел фильм "Фантомас" и вы наверняка вспомните, что делали тогда подростки, игравшие в Фантомаса доходили вплоть до переворачивания машин. А сколько подростков покалечилось, пытаясь повторить прыжок Тарзана после просмотра одноименного фильма. Часто агрессия у ребенка вызвана не заложенной в нем агрессивностью, а желанием подражать героям любимых фильмов. Так же дети не всегда могут различить вымысел от жизненных реалий. И он думает, что так поступающие на экране, так поступают и в жизни, что и он может так делать, особенно это касается легко внушаемых детей. Ошибкой было бы думать, что просмотр боевиков снизит агрессивность ребенка, к сожалению это не так, скорее это только спровоцирует недопустимые поступки.

Почему же дети становятся более агрессивными. Есть такая психологическая особенность ребенка. Действия взрослого воспринимаются им как правило, и ребенку легче скопировать поведение, чем вникнуть в смысл правильности слов человека. И если вы с ребенком будете перебегать дорогу в неположенном месте, то и, вырастя, он тоже так будет делать, даже зная правила, но это входит в его сознание уже плотно и не поддается коррекции. Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, их меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребенка. Часто наблюдается и такая реакция: появление беспричинных страхов. Люди и дети, часто смотрящие детективы, боевики и триллеры часто склонны к беспричинным страхам, опасаясь, что на них могут напасть и т.д.

К сожалению наше телевидение значительное время посвящает агрессии и насилию, что приводит к росту агрессии у детей и часто приводит к беспричинным страхам. Можно посоветовать родителям меньше давать детям смотреть агрессивные передачи и фильмы примерно до 12 лет и ограничить их просмотр в более старшем возрасте. И вообще задумайтесь, возможно вы проводите около телевизора примерно 2-3 часа в день, значит около 1000 часов в год вычеркнуто из вашей жизни. Как бы вы могли их использовать? Например, одни из лучших способов - это провести их со своими детьми.

Проблема защиты детей от агрессивного негативного воздействия российских средств массовой информации является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы, в первую очередь по инициативе депутатов от фракции "Родина", установить необходимые правовые ограничения не увенчались успехом. Этому противостоит мощное лобби, включающее в себя членов правительства Российской Федерации, руководителей некоторых ведущих СМИ, отдельных депутатов Государственной Думы, а также общественные объединения лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками правовой защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, является якобы невозможность, в случае введения ограничений на деятельности СМИ, связанных с обеспечением информационной безопасностью детей, осуществлять объективное информирование граждан. Анализ зарубежного опыта показывает, ни в какой другой стране кроме России, ограничения, налагаемые на деятельность СМИ в целях защиты детей, не рассматриваются, как препятствие при информировании граждан о событиях в стране и за рубежом. Например, пункт 2 статьи 5 Основного закона Федеративной Республики Германии устанавливает гарантии охраны интересов молодежи. В отношении детей и подростков это основное право означает, что их следует защищать от таких СМИ, которые могут негативно повлиять на процесс их социально-этического становления. Государство призвано предпринимать соответствующие действия.

В соответствии с этим в 1953 г. Германский Бундестаг принял Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ), который призван, как и другие законы, защищающие интересы молодежи, содействовать созидательной работе с молодежью. Для практического осуществления правовой защиты молодежи от вредного воздействия СМИ указанным Законом предусмотрено создание высшего федерального ведомства - Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи (ФВПМВМ), которое осуществляет свою деятельность с 1954 г. При рассмотрении вопросов о включении материалов, вредных для молодежи, в специальный список его члены, включая председателя, не связаны никакими указаниями. В соответствующий список включаются, например, книги, прославляющие режим национал-социалистов, с целью противодействовать неонацизму и затруднить влияние правых радикалов на молодежь. ФВПМВМ занимается преимущественно включением в список видеофильмов, проповедующих жестокость, и компьютерными играми, прославляющими войну или расизм.

В Великобритании также действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях Британским комитетом классификации фильмов осуществляется классификация кино - и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки. Закон Великобритании о видеозаписи 1984 года требует от Британского комитета классификации фильмов (БККФ) обратить особое внимание на вероятность просмотра продукции в домашних условиях, а также на возможность вреда для тех, кто, вероятно, будет это смотреть; на вероятность нанесения вреда обществу поведением зрителей после просмотра. Указанный Закон выделяет следующие элементы, которые могут нанести вред:

преступное (криминальное поведение)

использование запрещенных законом наркотиков;

жестокое поведение или происшествие;

ужасающее поведение или происшествие;

сексуальные действия людей.

В большинстве случаев беспокойство относительно нанесения вреда касается возможности просмотра продукции маленькими детьми или подростками. Политика Комитета направлена на то, чтобы ограничить возможность нанесения вреда при помощи возрастной классификации. В некоторых случаях продукция должна быть подвергнута вырезке. В наиболее экстремальных случаях БККФ не имеет другого выбора, как только отказаться от проведения классификации. Другим британским законом, учитываемым при проведении возрастной классификации, является Закон о кинематографии 1937 года, устанавливающий противозаконным демонстрацию сцен, 'организованных или направленных', на включение натуралистической (фактической) жестокости в отношении животных. Британским Законом о защите детей 1978 года устанавливается противозаконность демонстрации непристойных изображений с участием детей (до 16 лет).

Закон Великобритании о непристойных публикациях 1959 года определяет, что произведение должно считаться непристойным, когда его воздействие или, в случае, если произведение состоит из двух и более отдельных фрагментов, воздействие любого из этих фрагментов, если он взят в целом, направлено на то, чтобы развратить и растлить лиц, которые могут, учитывая все относящиеся к делу обстоятельства, прочесть, увидеть или услышать материал, содержащийся или изображенный в нем. Указанным законом запрещается распространение непристойных материалов, а также устанавливается, что лицо, нарушившее его, может быть по приговору суда привлечено к ответственности в виде штрафа или лишения свободы на срок не более трех лет или к тому и другому. Британским законодательство о телерадиовещании на 21.00 установлен "водораздел" между дневным вещанием, до наступления которого запрещается демонстрировать информацию, способную согласно возрастной классификации оказать вредное воздействие на детей. После 21 часа предполагается, что родители находятся дома и могут контролировать, что смотрят их дети.

Во времена президента Рейгана в США проводилась политика "либерализации" в отношении СМИ и было отменено значительное количество запретов, налагаемых на СМИ в связи с демонстрацией информации, оказывающей вредное воздействие на детей. Американская общественность обратила внимание на влияние СМИ на рост преступности, в особенности с участием несовершеннолетних, поэтому политика в этой области претерпела значительные изменение. С 2000 года в США и Канаде запрещено продавать телевизоры, не имеющие специального кодирующего устройства, позволяющего родителям программировать телевизор на прием передач с учетом их возрастной классификации. Подтверждением строгости действующего законодательства США может служить случай, произошедший 22 сентября 2004 года, когда высший орган регулирования деятельности СМИ в США - Федеральная комиссия по связи (FCC) наложила на компанию "Вайком" ("Viacom, Inc. ") - владельца сетей Си-би-эс и Эм-ти-ви - штраф в размере 550 000 долларов за передачу в эфир программы, в которой в эфире на протяжении полусекунды была показана обнаженная женская грудь. Во время танцевального номера Джастин Тимберлейк сорвал с Джанет Джексон часть бюстье, обнажив ее грудь перед камерой" на 0, 59 секунды. Комиссия признала, что грудь г-жи Джексон является "сексуальным органом", а также что любая демонстрация сексуальных органов и любое употребление выражений сексуальной направленности составляют непристойность, преследуемую в исковом порядке, какими "мимолетными" и "скоротечными" они ни были. Если у вещателя имеются основания подозревать исполнителя в потенциально непристойном поведении, он обязан принять предупредительные меры. В Японии Национальной ассоциацией коммерческих вещателей (NAB) и Наблюдательным советом по стандартам вещания разработан документ, предписывающий предупреждать о нежелательности просмотра определенных передач определенной группой несовершеннолетних посредством титров или наложений в ходе демонстрации этих передач, а также в предварительных комментариях, размещаемых в печатных средствах массовой информации и на страницах Интернета. Вещатель обязан делать такие предупреждения, если в передаче есть сцены секса и насилия. Законом от 30 марта 1999 года фламандский парламент в качестве меры по реализации статьи 22 Директивы "Телевидение без границ" Европейского Союза создал орган, призванный гарантировать защиту несовершеннолетних от злоупотребления свободой СМИ. Совет может принять решение о штрафе в размере 125 000 евро.

В соответствии со статьей 32 Закона Чешской республики №231/2001 о телерадиовещании, Совет Чешской Республики по телерадиовещанию осуществляет защиту несовершеннолетних в отношении теле - и радиопрограмм. Совет обеспечивает, чтобы по радио и телевидению не передавались программы, способные нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию несовершеннолетних, за исключением случаев, когда вследствие выбора времени передачи можно гарантировать, что при обычных обстоятельствах несовершеннолетние не услышат и не увидят подобные программы.26 апреля 2004 года Совет оштрафовал радиостанцию Frekvence 1 на 20 000 чешских крон (660 евро) за передачу "Sexy live". (Решение Rpo/13/04 от 29 апреля 2004 г). В настоящее время в большинстве стран, входивших в состав СССР, установлены отдельные правовые нормы или даже приняты специальные законы, направленные на защиту детей от вредного воздействия СМИ. Например,20 ноября 2002 года вступил в силу Закон Украины "О защите общественной морали", который устанавливает правовые основы защиты общества от распространения продукции, которая негативно влияет на общественную мораль. Указанным Законом Украины определены основные направления государственного регулирования информационной продукции, которая влияет на общественную мораль, такие как:

"формирование единой комплексной системы обеспечения защиты моральных основ и утверждения здорового образа жизни в сфере информационной деятельности, образования и культуры;

недопущение пропаганды в электронных и других средствах массовой информации культа насилия, жестокости, распространения порнографии;

внедрение экспертной оценки видео-, аудио-, печатной информации и информации на электронных носителях, разработки механизмов и методик отнесения ее к такой, которая наносит вред общественной морали;

поддержка национальной культуры, искусства, кинематографии, книгоиздания, улучшения системы пропаганды более лучших образцов мировой литературы, культуры и искусства;

запрещение демонстрации нелицензионной аудио-, видеопродукции на всех национальных телерадиокомпаниях;

установление контроля за оборотом продукции, которая составляет угрозу общественной морали;

присоединение к международным договорам по вопросам защиты общественной морали".

С 1 января 2002 года введен в действие Закон Грузии "О защите несовершеннолетних от вредного влияния", целью которого является защита несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино-, видео-, телефильмов и печатной продукцией, потреблением и реализацией алкогольных напитков и табака и участием в азартных играх. В прошлом году Республика Молдова отказалась транслировать программы некоторых российских телеканалов в следствие нарушения ими статьи 7 европейской Конвенции о трансграничном телевидении, требующим от вещателей, чтобы распространяемые ими передачи не оказывали вредного воздействия на детей. Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (международный правовой акт, заключенный в рамках Совета Европы, к которому пока еще не присоединилась Российская Федерация) в статье 7 "Обязанности телевещателя" предусматривает:

"1. Все элементы программ, их представление и содержание, должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей.

В частности, они не должны:

а) быть непристойными и в особенности содержать порнографию;

б) чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть.

2. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть".

На своем 37-м заседании 11-12 октября 2004 года Постоянный комитет по трансграничному телевидению, созданный для контроля исполнения странами участниками Конвенции о трансграничном телевидении издал Рекомендацию о защите несовершеннолетних от порнографических программ. Ссылаясь на запрет программ порнографического характера, содержащийся в пункте 1 а) Конвенции о трансграничном телевидении Постоянный комитет предлагает сторонам-участникам Конвенции определить, в какой степени находящиеся под их юрисдикцией вещатели соблюдают этот запрет, а в случае недостаточного его соблюдения - принять надлежащие меры по исправлению ситуации и обеспечению защиты несовершеннолетних от программ и передач порнографического характера.

Отсутствие в Российском законодательстве не только необходимых правовых норм, ограничивающих демонстрацию насилия, жестокости, порнографии, но минимального контроля за исполнением запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральным законом "О рекламе", приводит к привыканию к проявлениям насилия в молодежной среде, о чем свидетельствует опрос, проведенный среди студентов СГУ в 2002 году в целях выявления отношения студенчества к антиобщественному поведению. Согласно опросу каждый восьмой из опрошенных студентов не против иметь дружеские отношения с лицом, нанесшим тяжкий вред здоровью другого человека или совершившим умышленное убийство. Около половины опрошенных готовы поддерживать контакты с людьми, совершившими кражу или нападение с целью завладения чужим имуществом. Уклонение от уплаты налогов в этой среде вообще не считается преступлением. Лишь 14,5% студентов СГУ считают, что нет таких целей, которые оправдали бы умышленное преступное деяние, а 85,5% - полагают его допустимым по тем или иным причинам. Практически каждый пятый из опрошенных проявил вербальную готовность к совершению убийства или нанесению тяжких телесных повреждений. Это, по мнению автора исследования к. ю. н. Клочковой А.В., свидетельствует о высоком уровне агрессивности среди студентов. Три четверти опрошенных студентов так или иначе могут быть отнесены к группе лиц, ориентированных на нарушение закона. При этом более половины студентов обвиняют средства массовой информации в пропаганде культа насилия и жестокости, сексуальной распущенности, видят непосредственную связь между ростом преступности в стране и подавлением духовности и нравственности.

Следует учитывать, что вопрос проводится в среди студентов СГУ - элитного высшего образовательного учреждения, учащиеся которого являются наиболее развитыми и образованными людьми среди учащейся молодежи России. Ориентированность на криминальное поведение среди неучащейся молодежи, видимо, гораздо выше.

По данным статистики в 2003 году в России зарегистрировано 145 тыс.600 несовершеннолетних преступников, из них более 122 000 привлечено к уголовной ответственности. 2002 году на учете в милиции состояло 54 000 несовершеннолетних девочек. Ежегодно это число увеличивается на 1000 человек. В 2002 году в России было официально зарегистрировано около 0,5 млн. несовершеннолетних наркоманов. Около 5 млн. детей хотя бы раз в жизни попробовали алкоголь или наркотики. Большинство совершаемых подростками преступлений являются беспричинными. По мнению ряда российских специалистов в области детской психологии причиной многих преступлений, совершаемых детьми является насилие на телеэкране. Агрессия с экрана идет не дозировано. У ребенка стирается барьер между реальностью и выдумкой. Экранная фантазия воплощается в жизни в форме насилия по отношению к окружающим, в том числе по отношению к близким родственникам: родителям, бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям.

В настоящее время в России не исполняются действующие на ее территории такие международные правовые акты, как Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 года (Женева), Соглашение относительно пресечения порнографических изданий от 4 мая 1910 года (Париж), Протокол об изменении Договора о борьбе с распространением порнографических изданий, подписанного в Париже 4 мая 1910 года (Лейк Сасекс, Нью-Иорк, 4 мая 1949 года). Подписав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года Российская Федерация признала над собой юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и должна учитывать Решения Европейского Суда и его толкования норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод при принятии своих законодательных актов. Европейский Суд по правам человека и Комиссия признали, что защита нравственности в демократическом обществе является легитимной целью в соответствии с частью 2 статьи 10. Они определили в качестве "непристойных публикаций" такие публикации, которые стремятся "развратить и растлить".

По мнению Европейского Суда, "защита прав и свобод других", когда это означает защиту нравственных интересов и благополучия конкретных лиц или категорий лиц, которые нуждаются в специальной защите по причинам, таким как недостаток зрелости, психическая неспособность или состояние зависимости, относятся к одному из аспектов "защиты нравственности". Как показывает зарубежный опыт, принятие законодательных актов, устанавливающих ограничения на деятельность СМИ, направленные на защиту здоровья и обеспечение нормального умственного и духовного развития детей, не только не мешает объективному информированию граждан, но и является обязательным с точки зрения международного права.

Таким образом неприсоединение Российской Федерации к Конвенции о трансграничном телевидении, игнорирование норм международного права и позиции Европейского Суда по правам человека наносит непоправимый вред подрастающему поколению россиян, является фактором растущей криминализации общества, когда каждый гражданин России выходя на улицу или даже в собственном доме не может чувствовать себя в безопасности.

2.2 Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий. Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают "телевизионные" привычки в процессе общения со взрослыми. Например, дошкольники, остающиеся дома вместе с матерью, проводят у телевизора больше времени, чем дети работающих матерей. Младшие школьники смотрят телевизор равное количество времени, независимо от того, работает их мать или нет. Таким образом, можно говорить о том, что дети много смотрят телевизор, как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ. Безусловно, трудно представить, что просмотр большого числа программ не отражается на развитии детей и их поведения. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы.

Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Так, девочкас заниженной самооценкой видит по телевизору, что все женщины - идеал стройности, начинает худеть, отказываться от пищи, и приобретает расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия), которые могут привести к смерти. Телевидение может определенно оказывать отрицательное воздействие, но может ли оно служить просоциальным целям? Может ли просмотр телепередач помочь детям научиться быть более добрыми, честными, щедрыми и готовыми к сотрудничеству с другими и т.д.? Да, если дети будут смотреть добрые сказки и мультфильмы. А не те, в которых герои - супермены, мутанты; сериалы и фильмы, где сплошь и рядом пьющие, курящие люди, ведущие достаточно разгульный образ жизни. Наш телеэфир заполнен эпизодами насилия. Хотя телевидение и не толкает детей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек - неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются. Телевидение наносит вред развитию речи! Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. Чистое просмотровое время (которое не надо смешивать с много большим временем работы телевизора) в 1964г. составляло в среднем по ФРГ 70 минут в день, в 1980 г. для взрослых этот показатель поднялся до двух часов, а в 1998 г. дополз до отметки (опять-таки для взрослых) 201 минута в день. Это равнозначно примерно трем с половиной часам "радиомолчания" между родителями и ребенком.

И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если милых деток одаривают еще и собственным телевизором. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей в возрасте от трех до тринадцати лет без собственного телевизора просмотровое время составляет 100 минут в день, тогда как у детей с собственным телевизором оно постоянно растет. В 1999 г. уполномоченная радиостанции "Свободный Берлин" по работе с молодежью Инга Мор пришла к выводу: "Дети с собственным телевизором каждый день смотрят передачи более трех с половиной часов". (Заставляет задуматься ее примечание, что эти дети больше всего любят смотреть взрослые передачи в вечерних и ночных программах!) Особенно ужасно, что в 1998 г. это касалось уже самых маленьких детишек (от трех до пяти лет), - таких, что смотрят телевизор от двух до четырех часов ежедневно, было 10,3%, а еще 2,4% смотрели передачи по четыре-шесть часов и больше. Хайнеман замечает по этому поводу: "Но как раз эти дети, по нашим данным, смотрят дополнительно еще и видеофильмы и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере". Следовало бы добавить: и как раз у них возникают нарушения речи, которые надо серьезно лечить. А между тем ущерб развитию речи у детей наносит отнюдь не только молчание перед телеэкраном. Хайнеман подчеркивает, что в этом отношении телевизор с его "преобладанием визуальной информации" и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. "Даже детские передачи, - сетует он, - часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия". Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

Таким образом телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, предупреждает Борбонус, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний - тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. "Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны", - гласит его вывод. Вам не страшно? 12 минут человеческого общения в день! Вот чего не хватает нам и нашим детям!

Вывод по теоретической части.

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного 90 лет назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле. Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом. Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Что же нам преподносит современное детское телевидение? Посмотрите "мультики". Это сплошные "Том и Джери", где весь юмор сосредоточен в расплющивании то Тома, то Джери, таскании кота за хвост, в различных падениях и прочей "прищемиловке". В результате дети таскают своих домашних питомцев за хвост, загоняют друг друга под кровать и т.д. Это все случаи, рассказанные родителями и работниками детских садов, учителями. Посмотрите мультсериалы. Это - "Звездные войны", это - какие-то непонятные животные (ребенок-то и обычных домашних плохо представляет), опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Чего же после этого мы хотим от наших детей? Где прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия отечественные мультфильмы типа мультфильмов 50-70-х годов? Возможно, они были в чем-то примитивны, может быть, художники слишком следовали требованиям соцреализма, но эти фильмы воспитывали детей в духе общепринятых моральных принципов: не укради, будь терпим к окружающим, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее, и так далее. Так мало их на сегодняшнем телеэкране. Посмотрите современные детские телевизионные передачи с куклами. Как часто эти куклы изображают нечто, рожденное больным, по другому не скажешь, воображением художника. Какие-то монстры, животные непонятной породы. Задумывались ли их создатели о восприятии мира ре-бенком? Как уродуют они еще слабое эстетическое чувство ребенка, искажают чувство прекрасного, в конце концов уводят в мир нереального. Что есть прекрасное? Вот на этот вопрос именно и должны, как нам кажется, нести ответ детские передачи. Мы провели небольшой эксперимент.

Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы "дети и телевидение". Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений ("клиповость"). Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т.д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать некоторые составляющие пространственно-временного спектра этих колебаний) могут и совпадают с частотами колебаний сердца, частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья. Так, уже в Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия широко применялась на Востоке, да и сейчас лечение цветом обретает вторую жизнь. Построенное с учетом воздействия цвета на человека цветовая гамма телевизионных передач может благотворно воздействовать на зрителей, в том числе детей. Известно так же, что на человека сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения (всякое изображение можно составить из совокупности горизонтальных и вертикальных "решеток", построенных из "палочек" разной толщины. Эта совокупность и есть пространственный спектр). Так, например, наблюдение однообразных, построенных из небольшого числа "решеток", изображений зданий современной "прямоугольной" архитектуры, подавляет психику человека. И, наоборот, здания с большим количеством "украшательских" элементов, как правило, создают наблюдателю комфортное состояние души. Так и телевизионные изображения, обладая различными спектрами пространственных частот, могут создавать хорошее настроение, повышать иммунитет организма, в значительной степени независимо даже от содержания сцены.

Само содержание (смысловое) также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей.

Глава III. Экспериментальное исследование проблемы влияния современных сми на социальное развитие младшего школьника.

3.1 Контент-анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника

В условиях научно-технического прогресса существенное влияние на социальное развитие младшего школьника оказывает СМИ. Массовая коммуникация - это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей. [5]

На данном этапе нашего исследования мы ставили перед собой следующую цель: провести контент-анализ и выявить степень влияния СМИ на социальное развитие младших школьников в общем виде, что позволило нам обозначить лишь ряд наиболее существенных, с нашей точки зрения, аспектов влияния:

телепросмотры в жизненном цикле школьников;

телепросмотры и структура информационного поля;

СМИ и структура досуга;

структура телевизионного вещания;

насилие и эротика на российском телеэкране;

компьютер и детская субкультура.

Опираясь на выделенные нами аспекты влияния, дадим полное описание контент-анализа.

1. Телепросмотры в жизненном цикле школьников.

Традиционно вопрос о влиянии телевидения на школьников фиксируется через объем времени, которое затрачивается школьниками на просмотр телепередач. Уже в семидесятые годы в первых социологических исследованиях на эту тему было установлено, что учащиеся в среднем тратят на просмотр телевидения 2-2,5 часа в сутки из бюджета своего свободного времени. Примерно столько же затрачивают они на это и в конце девяностых. Иными словами, время, которое проводит школьник у телеэкрана вполне сопоставимо с тем временем, которое у него уходит на школьные уроки - 4-5 уроков. Но для нас в данном случае важно обратить внимание не только на "объем" телепросмотров, но и на их место в жизненном цикле ребенка. Анализ структуры телевещания показывает, что принципиальным моментом, организующим структуру телевещания, является представление о дневном и недельном циклах: утренние, дневные, вечерние и ночные часы; будние и выходные дни. В этом отношении наши исследования показывают, что одной из особенностей, определяющей стратегию телевещания, является то, что телевизионные передачи особым образом встраиваются в жизненный цикл телезрителя, порой функционируя в структуре традиционных культурных ритуалов. Часто подобными ритуалами оказываются непосредственно воспитательные ритуалы, организующие характер взаимодействия взрослого с ребенком. Ярким примером здесь может служить передача "Спокойной ночи, малыши!", которая функционирует на "теле" традиционного воспитательного ритуала - подготовки ребенка ко сну. Следует обратить внимание не только на то, что данная передача эффективно встроилась в традиционный воспитательный ритуал, но и определенным образом трансформировала его, вытеснив реального взрослого - родителя - из ситуации конкретного межличностного взаимодействия с ребенком.

С нашей точки зрения, рассмотрение влияния телевидения на процесс социализации, позволяет поставить более общий вопрос о рассмотрении культурологических особенностях механизмов социализации в логике жизненного цикла. К сожалению, современная педагогика (в отличие от педагогики 20-х годов) практически не использует понятие жизненного цикла при разработке проблематики современного образования.

2. Телепросмотры и структура информационного поля.

С помощью этого понятия проблематизируется состояние современной социокультурной ситуации, определяющей особенности социализации ребенка в сложно организованном информационном пространстве. Влияние тех или иных источников информации оказывается разным не только в силу того обстоятельства, что они транслируют разное содержание, но и в силу их разного социального статуса и значимости (референтности) для школьников. Рассмотрение возрастной динамики значимости различных источников информации позволяет выделить несколько моментов.

Во-первых, структура информационного поля имеет сходный характер у учащихся вторых - третьих - пятых классов и принципиально отличается у учащихся седьмых - девятых. Сам по себе этот факт позволяет не только говорить о принципиально разной субкультуре учащихся этих возрастных групп, но и поставить вопрос о возрастной границе начальной школы. Этот момент приобретает особую значимость в контексте реформирования школьного образования и перехода к 12-летней школе. Если придерживаться культурологических принципов построения содержания школьного образования, то анализ особенностей детской и подростковой субкультуры в данном контексте оказывается принципиальным. Поскольку по данным целого ряда социологических исследований прослеживается единство и целостность детской субкультуры вплоть до пятого класса, то можно поставить специальный вопрос и о соответствующей возрастной границе начальной школы: до пятого класса. Иными словами, вопрос обоснования возрастных границ начальной школы, на наш взгляд, требует более детального профессионального обсуждения.

Во-вторых, ключевым моментом в возрастном изменении структуры информационного поля является резкое возрастание значимости СМИ и параллельное падение значимости для учащихся учебника и общения с учителями. По своему рейтингу они занимают последние места. С одной стороны, подобное падение значимости учебника и референтности учителя свидетельствует об изменении места самой учебной деятельности в данный возрастной период и о том, что она перестает играть ведущую роль. С другой, - повышение статуса СМИ можно рассматривать как отражение общевозрастной психологической закономерности: "расширение социальной среды" в подростковом возрасте.

В-третьих, низкий статус учебников связан с особенностями общекультурной ситуации: низкой социальной оценкой статуса школьного образования в обществе. Так, кросскультурное сопоставление материалов исследований, проведенных в Москве и Амстердаме, показывает принципиально разный статус в оценке значимости учебных курсов учащимися, родителями и учителями этих двух городов.

В-четвертых, материалы исследования позволяют выделить не только возрастные особенности изменения структуры информационного поля, но и отметить влияние таких факторов как пол, содержание самой информации и региональные особенности. Например, различные источники информации обладают разной референтностью для подростков относительно той или иной тематической области. Другим примером может служить разное влияние СМИ на формирование своей национальной идентичности у младших школьников в национальных республиках. В частности, исследование, проведенное в республике Тува, показывает, что среди русских школьников с возрастом оценка значимости роли СМИ в формировании их национальной идентичности практически остается неизменной. В то время как среди тувинцев с возрастом все больше учащихся отмечает, что СМИ играют позитивную роль на формирование их представлений о своей национальной принадлежности.

В-пятых, материалы исследований показывают, что влияние СМИ существенно определяется социально-стратификационными факторами. В частности, роль телевидения в формировании политических ориентации оценивается принципиально иначе учащимися, чьи родители имеют среднее, высшее образование или ученую степень.

3. СМИ и структура досуга. В ходе нашего исследования мы так же попытались выяснить характер досуговой деятельности младших школьников. С этой целью мы опросили учащихся начальных классов школ г. Ставрополя (примерно 300 человек). Учащимся была предложена следующая ситуация: "Когда у меня появляется свободное время, я …". Определились следующие группы ответов.

ВИД ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

% соотношение

Слушаю музыку

32%

Гуляю

26%

Играю

6%

Смотрю телевизор

11%

Играю в компьютерные игры

20%

Рисую

3%

Пою

2%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.