Конспект проведения беседы
Тема: «Русские народные сказки»
Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.
Ход
Я устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.
Вопросы для разговора с детьми:
- Тебе нравятся русские народные сказки?
- Какая твоя самая любимая сказка? Почему?
- А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.
- Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?
- Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль ты берешь на себя и почему?
Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.
Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее содержанию.
Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.
В результате анализа разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.
Приложение Е
Таблица А.2 - Характеристика коммуникативных умений детей
Умение вступать в диалог
Умение поддерживать и завершать диалог
Фамилия, имя ребенка
Владение речевыми оборотами
Для уста-новления контакта
Легкость контактирования
Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми
Умение отвечать на воп-росы
Умение задавать вопросы в ходе диалога
Умение слушать собесед-ника
Умение своевременно вступать в диалог
Умение завер-шать разговор
Лена К.
+
-
Олеся К.
Захар С.
Костя Ш.
Виталя К.
Наташа У.
Сережа Ч.
Саша П.
Катя Д.
Вика Ф.
Женя Я.
Максим Г.
Артем М.
Валера У.
Таня С.
_
Приложение Ж
Рисунок - График обследования по специально организованной беседе «Русские народные сказки»
Приложение К
Рисунок - Общая диаграмма развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Приложение Л
До эксперимента После эксперимента
Первый рассказчик: Жил на свете Колобок, Колобок - круглый бок. Только был он не простой.
Все: А какой?
Второй рассказчик: С морковкой гладкой?
Третий рассказчик: С малинкой сладкой?
Второй рассказчик: Может, мясной?
Третий рассказчик: Или с рыбкой какой?
Первый рассказчик: Говорю ж вам: не простой!
Второй рассказчик: Неужто золотой?
Первый рассказчик: Золотым было яйцо, его курица снесла на крыльцо!
Третий рассказчик: Про курицу мы знаем!
Первый рассказчик: Да мы не в эту сказку играем! У нас будет сказка другая.
Все: Какая?
Первый рассказчик: «Колобок - Ледяной бок».
Все: А-а-а, мы так и знали…
Первый рассказчик: Вы что, уже эту сказку играли?
Второй рассказчик: про Колобка, который студился?
Третий рассказчик: Студился, студился и покатился?
Второй рассказчик: Сначала к двери, потом - за порог,
Третий рассказчик: Припустил за порог со всех ног!
Первый рассказчик: Это же неинтересно! Сказка-то вам известна!
Все: Нет, эту сказку мы не знаем!
Первый рассказчик: Так давайте ее сыграем!
Выходят Елочки, танцуют, остаются на сцене. Появляется Колобок - Ледяной бок. Он катится по лесу, поет свою песенку и танцует.
Колобок (поет): У леса на опушке
Живу в своей избушке,
Я мал и крутобок,
Я снежный Колобок.
На завтрак съем сосульку,
А на обед - снежок,
Я бело-белоснежный
Чудесный Колобок.
Никого, никого не боюсь я,
Захочу, захочу - покачусь я,
Да с горы, да с горы ледяной,
Никому не угнаться за мной.
Картина вторая
На поляне появляется Заяц.
Заяц: Эй, дружок, ты кто такой?
Колобок: Колобок я, ледяной.
Заяц: Ледяной?
А разве бывает такой?
Разыграть решил зайчишку?
Ты - капуста с кочерыжкой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17