При разработке формирующей серии была цель создать программу, которая позволила бы развить педагогу его внутренние тенденции, сформировать единство чувств, мыслей, действий, слов с учетом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться при организации педагогической деятельности, целью которой является не только успешное обучение как таковое, но и развитие творческой познавательной активности, творческих способностей.
С этой целью использовались программные положения, представленные в работах Н. Сальниковой, Е.П. Арнаутовой и И. Вачкова.
Проведение контрольного диагностического среза показало, что разработанная нами формирующая программа является эффективным средством для психокоррекционного влияния на педагогов с целью оптимизации тех психологических черт личности, которые были расценены в качестве факторов, влияющих на развитие творческих способностей у детей.
Проведенное исследование подтвердило, таким образом, нашу гипотезу. Однако необходимо сделать оговорку, что данное исследование не лишено своих недостатков, одним из которых, по нашему мнению, может служить небольшое число участников педагогического коллектива, на основе чего наши выводы лишены строгой научной достоверности. Обнаруженная корреляция лишь подсказала, в каком направлении можно двигаться. Тем не менее, нами были соблюдены все основные правила, присущие любой сколь - нибудь серьезно надеющейся исследовательской работе на получение надежных, объективных результатов.
Список используемых источников и литературы.
1. Арт-терапия / Сост. и общ.ред. А.И. Копьитина. -- СПб., 2001.
2. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и Волны». -- СПб.,2002
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. -- СПб.,2001
4. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства!! Художественное творчество. Сборник. -- Л.,1982, с.236 - 242
5. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. -- М., 2004
6. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество!! Художественное творчество и психология. Сборник. -- М., 1991, с. 31-55
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. / Под ред. А.И. Липкиной, Т.д. Морцинковской. -- М., Воронеж, 1997
8. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение! Пер. с англ. Е. З. Тодиной. -- М., 1988
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы ормирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:Просвещение, 1995
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968
11. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М.:Педагогика, 1985
12. Бурлакова Н.С., Олшкевич В.И. Проективньие методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. -- М., 2001
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -- СПб., 2001
14. Бурменская Г.В., Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -- М., 1990
15. Введение в психологию! Под. общ. ред. проф. А.Петровского. - М.:
Академия, 1996.-498с.
16. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М: Знание, 1994
17. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 - М., 1982
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. -- М., 1984--Т. 3:
Проблемы развития психики. / Под ред. и с послесл. А.М. Матюшкина. -- М., 1983
20. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития!! Вопр. психол. 1972, .№2, с. 114 - 123
21. Вьиготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя. / Послесл. В.В. давыдова. -- М., 1991
22. Выготский Л.С. Психология искусства. -- М., 1986, с.301 -313
23. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умение на основе теории поэтапного усвоения умственных действий, - М.,
1968
24. Гейдебранд К. О душевной сущности ребенка. -- Минск, 1991
25. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. -- М., 1991, с. 242 - 263
26. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972
27. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996
28. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,
1986
29. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
30. Ермолаева М.Е. Практическая психология детского творчества. - М.,200 1
31. Замятин Е.И. Психология творчества!! Художественное творчество и психология. Сборник. -- М., 1991, с. 158 - 162
32. Ермолаева М.Е. Практическая психология детского творчества. - М.,2001
33. Кайл Р. детская психология: Тайны психики ребенка. -- СПб., 2002
34. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого
-- педагогической диагностики лиц с нарушением речи. -- СПб, 2004
35. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. -- Новосибирск, 1979, с.103 - 121
36. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1994
37. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1985
38. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. - М., 1995
39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997
40. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.; ТЦ «Сфера», 1999
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975
42. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -- М., 1981
43. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. -- М, 1961
44. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки развития способностей, «Народное образование», З3, 1965
45. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Моск. Психолого-социальн. ин-т, 1997
46. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. / ред. сост. В.С. Мухина. - М., 1991
47. Лукоянов Е.Ю., Если вашему ребенку трудно учиться. М.: Знание,1980
48. Люблинская А.А. Детская психология. Учебн. пособ. для студ. ин- тов. -М.: Просвещение, 1971
49. Монтессори М. Дети -- другие. -- М.,2004
50. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. -- М., 2000
51. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981
52. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов]! Под ред. Л.А.Венгера. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985
53. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998
54. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека!! Психологическая наука в СССР. Т. 2. М.: Изд-во АТТН СССР, 1960
55. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996
56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995
57. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2000
58. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: (детский дом -- заботы и тревоги общества). -- М., 1990
59. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. -- М., 1990
60. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: в 2 т., М., 2001
61. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1988
62. Проскурова Е.В. Развитие познавательньих способностей дошкольника. - Киев, 1985
63. Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996
64. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей!! Художественное творчество. Сборник.- Л., 1983, с. 105 - 122
65. Розетт И.М. Психология фантазии. -- Мн., 1991, с. 25-75
66. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества!! Художественное творчество. Сборник. -- Л., 1982, с. 53 - 72
67. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии; - СП6., 2001
68. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.:Изд-во АН СССР, 1958
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -- СПб., 2000
70. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. соч.: В 2т. Т. 2. М., 1989. С. 236--250
71. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. -- СПб, 2003
72. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. -- М., 1995
73. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. -- М., 1988
74. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. -- СПб., М., 2001
75. Тупик Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. -- СПб, 2002
76. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. -- М., 1997
77. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. i4льясова, В.Я. Ляудис.--М., 1981
78. Эльконин д.Б. Избранные психологические труды. - М.: 1989
79. Эльконин Б. д. О природе человеческого действия II Вестник МГУ. Психология. 1989. К 4. С. 25 - 39
80. Шведерский А.С. Можно ли научить тому, чему нельзя научить?!! диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. -- СПб, 1992, с. 67-75
81. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века--М., 1996
Приложение №1
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ
Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало
является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18