Рефераты. Влияние личности учителя на творческие способности детей

Анализ интерпретации результатов методики «Дорисовывание фигур» представил следующие данные: средние значения показателя коэффициента оригинальности в каждой из четырех групп А, Б, В, Г соответственно равны 4,2; 5,0; 4; 4 балла; все группы разбились на три подгруппы, а именно:

* с низкими показателями коэффициента оригинальности - по 30 %, 20%, 30%, 30% соответственно в группах А, Б, В, Г;

* со средними показателями оригинальности - 45%, 50%, 50%, 50% соответственно в группах А, Б, В, Г;

* с высокими показателями оригинальности - 25%, 30%, 20%, 20% соответственно в группах А, Б, В, Г.

Анализ результатов проведенного теста П. Торренса показал, что средние значения в группах соответственно оказались равными следующим значениям:

беглости -- соответственно группам А, Б, В, Г, 8,4балла; 9,3; 9; 8,3 балла;

гибкости -- соответственно 10; 8; 7,9; 7,6 баллов;

оригинальности - соответственно 9,5; 10,2; 8,8; 9 баллов; разработанности - 20,7; 21,2; 19,8; 19 баллов.

Данные, полученные с использованием результатов всех тестов показывают корреляцию результатов у групп испытуемых творческого мышления и воображения.

Методика №2: методика оценки личности на мотивацию к успеху, потребности в достижении.

Организация исследования: оценка личности на мотивацию к успеху будет осуществляться с помощью шкалы оценки потребности в достижении, методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (см. Приложение).

Результаты тестирования выглядят следующим образом. Учитель №1 по шкале оценки потребности в достижении получил - 13 баллов, учитель №2

-- 15 баллов, учитель №3 -- 11 баллов, учитель №4 -- 10 баллов. Таким образом, уровень мотивации достижения соответственно у каждого учителя средний, средний (граничащий с высоким), низкий, низкий.

По методике Т. Элерса мотивация к успеху у педагогов представляет собой следующее: учитель №1 -- количество баллов 16 -- средний уровень мотивации; учитель №2-- количество баллов 21--высокий уровень мотивации к успеху; учитель №3 -- количество баллов 13 -- средний уровень мотивации, учитель №4 -- 10 баллов -- низкая мотивация к успеху.

По методике на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса учитель №1 получил 15 баллов, что говорит о средней мотивации к избеганию Неудач, защите; учитель №2 -- 11 баллов -- свидетельствует также о среднем уровне мотивации к избеганию неудач, учитель №З -- 15 баллов -- средний уровень, учитель №4 -- 18 баллов -- высокий уровень мотивации к защите. Представим полученные результаты в таблице № 1.

Графически приблизительно это можно отобразить следующим образом (см. рис. №1):

Полученные результаты коррелируют с данными, свидетельствующими о наличии творческого потенциала у детей. Так, высокий или умеренный уровень мотивации к успеху у педагога согласуется с наличием более ярко выраженного творческого потенциала у детей. И, наоборот, высокая мотивация к избеганию неудач, защите у педагога связана с пониженным уровнем творческого потенциала у детей. Одно из частных положений гипотезы доказано.

Методика 3: определение направленности личности.

Организация исследования: для определения личностной направленности использовалась ориентационная анкета, опубликованная Б. Басом в 1967г. (см. Приложение).

Результаты опросника выявили следующее. При обработке полученных данных у учителя № 1 была выявлена направленность на дело. Противоположная сторона -- направленность на общение. Учитель № 2 -- направленность на дело. Противоположная сторона -- направленность на себя. Учитель №3 -- направленность на общение. Противоположная сторона -- направленность на себя. Учитель №4 -- направленность на себя. Противоположная сторона -- направленность на общение.

Анализ полученных данных приводит нас к мнению, что направленность личности коррелирует с наличием творческого потенциала у детей. Так, направленность на дело -- это заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Интересно, что учитель под кодом №1 «направленность на общение» поставил на «самое дальнее место», что, возможно, свидетельствует об определенных проблемах и в педагогическом общении. С другой стороны, только возможность наличия высоких коммуникативных качеств еще не приводит к высоким показателям творческих способностей, как это видно из результатов тестируемого под №3. Показательна позиция учителя под №4 -- направленность на себя - это может быть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Это дополняется постановкой «на дальнее место» «направленности на общение». Таким образом, одно из частных положений поставленной нами гипотезы доказано.

Методика №4: исследование неосознаваемых и скрытых экзистенциальных установок личности.

Организация исследования: для исследования особенностей личности педагога будет применен графический проективный тест «Звезды и Волны»

У. Аве -- Лаллемант. Останавливая выбор на данной методике, была сделана ориентировка на то, что эта методика, возникшая в службе психологического консультирования, используется как личностный тест. Автор утверждает о широких возможностях применения данного теста, опирающегося на методологию, развивающуюся, с одной стороны, в характерологии и в науках, изучающих экспрессию человека, а с другой стороны, в глубинной психологии. Валидность и надежность применяемого метода доказана, и его применение оправдано наряду с такими широко известными тестами как «дом-дерево-человек», «Несуществующее животное».

Цель исследования: выявить уровень самоконтроля, неосознаваемые установки, отражающие отношение тестируемого к окружающему миру. Данная методика позволит уточнить уже полученные личностные характеристики педагогов.

Результаты по тесту «Звезды и Волны» выглядят следующим образом. Рисунок тестируемого учителя с кодом №1 выглядит очень гармоничным. Трудно выбрать, какое именно решение найдено: символическое или образное. Пространственная символика выглядит соразмерной за счет равномерного распределения деталей. Звезды распределены равномерно по всему небу, что свидетельствует о сильном рациональном начале, хорошем контроле сознания, возможно, даже холодностью. Однако против этого могут говорить изображенные мягким маятниковым и одиночным местами штрихом, не имеющим дефектов, волны. Характер штриха легкий и четкий. Чувства и рациональность взаимно уравновешиваются. Легкий акцент на правой стороне рисунка говорит об устремлении взгляда в будущее, ожидание, прогрессивное движение. Однако небольшая волна в левой части листа свидетельствует об активной внутренней жизни, чувствительности.

Рисунок тестируемого №2 также можно назвать гармоничным. Только первое изображение спокойно, а здесь все подчиненно определенному движению. Также акцентирована слегка правая сторона рисунка. Соотношение неба и воды пропорционально. Это указывает на то, что, несмотря на видимое волнение, душевное равновесие не подвергается опасности. Разработка пространства указывает на эмоциональное решение. Особенности графики выражены в виде одиночного штриха звезд и маятникового штриха волн, одинаково хорошо и без дефектов выполненных. Все построение рисунка говорит о свободной ориентации рисующего не только в сфере духовного и рационального, но и в сфере эмоционального и инстинктивного.

Рисунок тестируемого №3 выполнен, смело, образно. Хотя вполне возможно и эмоциональное решение. Он наводит на мысль об экстравертированном и уверенном в себе человеке, возможна склонность к самодемонстрации. Соотношение неба и воды пропорционально. Особенности графики представлены одиночным штрихом, местами переходящим в маятниковый, выполненные без дефектов. Изображение волн свидетельствует о достаточно сильных внутренних переживаниях: они выглядят как неестественные пики, хотя это не создает общей напряженности рисунка. Впрочем, правая сторона также слегка акцентирована. В данном случае можно предположить наличие определенных препятствий душевному равновесию.

Рисунок №4 отражает способность тонко чувствовать и вместе с тем холодность в общении. Характер прорисовки звезд свидетельствует о сильном рациональном начале. Изображение маяка, символа искусственного света, может являться свидетельством абстрактного и рационального мышления. Особенности графики представлены следующим образом. Звезды в основном выполнены одиночным штрихом, характер которого четко- резкий. Волны изображены четким одиночным и маятниковым штрихом, также как и маяк. Характер прорисовки волн в совокупности с изображением звезд свидетельствует об эмоциональной сдержанности.

Проведенное исследование позволило уточнить те личностные установки учителей, которые были выявлены ранее. Так, педагог под кодом №2 по рисунку гармоничная, подвижная личность, а вот педагог под №4 скорее рационален, холоден в общении. У каждого педагога можно говорить о хорошем уровне самоконтроля. Данные результаты коррелируют с ранее полученными.

Методика №5: оценка стиля общения с аудиторией.

Организация исследования: заполнение экспертной группой, в составе которой психологи и педагоги (всего: 5 человек), имеющие опыт общения с аудиторией, тестовой карты коммуникативной деятельности, разработанной на основе анкеты А.А. Леонтьева (см. Приложение).

По результатам проведенного экспертного анализа высокую балловую оценку получили педагоги с кодом № 1, №2, набрав в среднем по 43 балла. Их коммуникативная деятельность отличалась не только доброжелательностью, открытостью и гибкостью схватывать и разрешать возникшие проблемы, конфликты, но и личной заинтересованностью, активностью. Они охотно поощряли инициативу, осуществляли индивидуальный подход.

Педагог под номером №3 также обладал достаточно высокими коммуникативными качествами. Однако не все находится в его поле внимания, лишь активная группа включена в работу, остальные же выступают в роли наблюдателей большей частью. Содержание занятия временами может непроизвольно приноситься в жертву форме общения.

У педагога под кодом №4 в целом сходные проблемы. Однако здесь имела место односторонняя направленность воздействия. Аудитория отличалась большей, чем в других случаях пассивностью. Стиль общения приближался к авторитарной модели.

Результаты в целом выражают определенную корреляцию с наличием творческих способностей у детей. Однако данную связь нельзя рассматривать в двух противоположных Направлениях. Так, наличие творческих способностей у ребенка предполагает, что его наставник обладает высокими коммуникативными навыками, в чем мы и убедились. Однако, как это видно на примере педагога под кодом №З, наличие высоких коммуникативных умений еще не предполагает развитие творческой активности у детей.

В целом констатирующая серия нашего исследования доказала выдвинутую нами гипотезу о том, что творческие способности детей находятся в зависимости от направленности личности учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе деятельности. А также ее частное положение о том, что у педагогов с высоким уровнем притязаний, направленным на дело, отличающихся такими личностными характеристиками, как упорство, ответственность, независимость в суждениях и поведении, творческим подходом к решению задач, внимательностью к мнению и интересам других людей, терпимостью в социальных контактах, дети обладают более выраженным творческим потенциалом, чем у педагогов с низким уровнем притязаний, с направленностью на отношения, конформностью, консерватизмом, нежеланием считаться с мнением других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.