Рефераты. Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображе-нием изучаемых объектов.

Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учите-лем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить за мыслью учителя, слушать его и зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьни-ков умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что де-монстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока при-влечь учащихся к наглядному пособию.

На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, из-готовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше.

На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы вы-полнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выпол-нять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняю-щим последовательность совершаемых действий.

Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других опера-ций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще раз показывает пра-вильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе с кирпичом учитель показы-вает собравшимся учащимся, как подготовиться к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им опера-цию.

После демонстраций приемов работы учитель предлагает одно-му-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую по-мощь.

Разнообразные методы демонстраций способствуют лучшему восприятию, осмыслению учебного материала, формированию зна-ний, умений.

Инструктаж

Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологиче-ских процессов, которые предстоит освоить учащимся.

Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно со-провождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движе-ния, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и сис-теме измерений, техническим требованиям, правилам безопаснос-ти труда и т. д.

Не исключена возможность инструктажа и без показа приемов выполнения работы. Такой инструктаж проводят в тех случаях, когда необходимые приемы уже знакомы учащимся и освоены ими. Так, школьники на практических занятиях овладели техникой приготовления растворов. Поэтому на занятиях по труду перед работой лишь устный инструктаж, а по вопросу приготовления растворов и кладки целесообразнее дать письменную инструкцию. Умения школьников выполнять различные измерения, усвоенные ими на уроках физи-ки, математики, должны также учитываться при проведении инструктажа на уроках трудового и профессионального обучения.

В целом при обучении учащихся отдельным трудовым опера-циям или выполнению задания различают инструктаж: вводный, текущий и заключительный.

Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня-тия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим-ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк-таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по-вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне-ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех-ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с тех-ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас-ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок;

объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол-нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией -- рабочими чертежами, инструкци-онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).

Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения могут меняться в зависимости от специфики изучаемо-го материала, периода обучения, опыта учителя. Так, в начале изучения темы в вводном инструктаже больше внимания уделяют повторению пройденного материала, необходимого для выполне-ния данной работы. На последующих уроках вопросы, касающие-ся теоретических основ производимых трудовых операций, вклю- чают только в том случае, если учащиеся на предыдущем занятии недостаточно полно на них ответили. Вопросы же, включаемые для беседы во время вводного инструктажа на последующих уро-ках, могут быть нацелены на повторение технологических требо-ваний к выполняемым операциям.

После вводного инструктажа школьники самостоятельно вы-полняют работу, а учитель наблюдает за их действиями и пове-дением, контролирует их.

Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью устранения затруднений учащихся. Проводится он, как правило, индивидуально. Но если одинаковые затруднения и ошибки на-блюдаются у многих школьников, его организуют фронтально, со всей группой. Нецелесообразно в ходе заключительного инструктажа анализировать деятельность каждого ученика, так как это займет значительное время на уроке. Однако в качестве поощрения преподаватель может показать всему классу лучшие образцы. Оценку за совершенную работу учитель может сооб-щить каждому школьнику в конце заключительного инструктажа только тогда, когда выполняемая операция не была очень слож-ной и в ходе урока учитель смог просмотреть работы всех уча-щихся и выставить в журнал отметки. В том случае, когда вы-полненная учащимися работа (монтаж навесных радиоэлементов на плату в соответствии с принципиальной схемой, изготовление изделий из ткани или трикотажа и т. д.) требует тщательного изучения, оценку можно сообщить ученикам лишь на следующем занятии, а во время заключительного инструктажа только произ-вести разбор достижений и наиболее типичных ошибок.

Инструктаж может осуществляться как в устной, так и в пись-менной форме. Подведение итогов занятия--заключительный инструктаж--чаще всего проводят в устной форме. В вводном и текущем инструктаже применяют и устные и письменные формы. В письменных инструкциях наиболее полно отражается рацио-нальная и целесообразная последовательность выполнения трудо-вых действий, приемов, операций, даются методически и техниче-ски грамотные, доходчивые указания о целесообразном их выпол-нении, сочетаются различные способы информации; словесные рекомендации, рисунки, схемы, графики, контрольные вопросы и т. д. В трудовом и профессиональном обучении в письменном виде применяют инструкционные карты, определяющие содержа-ние и последовательность выполняемых действий.

Заключение

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой профессиональной деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

Литература

1. А т у т о в П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.--М.: Просвещение, 1983.-- 128 с.

2. А т у т о в П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политех-ническом образовании школьников.--М.: Просвещение, 1985.-- 128 с.

3. Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащих-ся.--М.: Педагогика, 1983.--96 с.

4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. -- М.: Просве-щение, 1982.-- 144 с.

5. Ктиторов А. Ф., Казакевич В. М., Френкель А. Ш. Орга-низация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учеб-но-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей.--М.; Просве-щение, 1982.

6. Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков.- М.,1988, с.270

7. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процес-се трудового обучения: Книга для учителя.--М.: Просвещение, 1985.--223 с.

8. С к а т к и н М. Н., К о с т я ш к и н Э. Г. Трудовое воспитание и проф-ориентация школьников.--М.: Просвещение, 1984.--191 с.

9. Столяров Ю. С, Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы.--М.: Просвещение, 1983.--176 с.

10. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Под ред. В. А. По-лякова, С. Безданова.--М.: Просвещение, 1985.--311 с.

11. Чебышева В. В. Психология трудового обучения.--М.: Высшая шко-ла. 1983--239 с.

12. Чистяков П. Н., Б у я н о в а Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.--М.: Просвещение, 1982.-- 175 с.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.