Методы устного изложения учебного материала
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно-го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.
Эффективность применения методов устного изложения и объ-яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы--составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи-тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче-ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя.
Логические приемы--приемы формирования мыслитель-ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст-венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.
Технические приемы предусматривают рациональное ис-пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно-го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.
В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван-ных и других приемов.
Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про-должить формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов.
В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей--зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность труда.
К устному изложению, объяснению учебного материала предъ-являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти-ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча-щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер-жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор-мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб-ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.
Рассказ--метод устного изложения материала, который но-сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди-тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети-ческого или практического характера.
С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред-ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи-мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос-ти изложения.
Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа-нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо-циональность учащихся.
Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про-исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна-чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа-гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят-но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе-ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом-ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.
Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи-мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро-ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про-ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово-го хозяйства.
При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска-за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча-щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.
Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ
инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж-дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен-ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..
Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью це-ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе-седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни-ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Беседа--один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име-ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от-носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.
Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи-ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.
Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп-роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча-щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ-лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре-деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс-няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).
Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив-ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко-торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате-риала.
Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае-мых объектов, явлений, процессов, например:
«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз-личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».
Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про-цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ-ные, временные, пространственные и другие связи.
Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре-буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб-щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу-щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове-денного опыта».
Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин-терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.
Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж-ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп-росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж-но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав-ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни-ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово-дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро-вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само-стоятельности школьников.
К ответам учащихся также предъявляется ряд требований: формулировки ответов должны быть четкими, фактически и логически правильными, содержать существенное в знаниях учащихся; ошибки в ответах учащихся целесообразно исправлять товарища-ми по классу и лишь в случае затруднений учителем; дополнения к ответу также должны давать учащиеся, а в случае затруднений учитель.
Беседа как метод обучения может быть эвристической, объяс-нительной, обобщающей.
Эвристическая беседа--это беседа, при которой учи-тель ставит вопросы, побуждающие учащихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения, сопоставить их с информацией учителя, сформулировать логические умозаключе-ния, помогающие обоснованному решению данного вопроса.
Важно обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи.
Объяснительная беседа -- метод устного изложения учебного материала с проверкой усвоения и привлечением школь-ников к решению вопросов. Обычно объяснительную беседу учи-тель проводит в том случае, когда учебный материал сложен по своему содержанию и потому необходимо одновременно и объ-яснять учащимся содержание, и проверять его усвоение.
Страницы: 1, 2, 3, 4