Рефераты. Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

В практике трудового и профессионального обучения метод объяснительной беседы применяют при ознакомлении учащихся с технической терминологией, свойствами материалов, содержанием и структурой трудовых операций, а также в процессе инструктажа по порядку сос-тавления и чтения чертежа, приемов обращения с инструмента-ми, выполнения трудовых операций и т. п. В ходе объяснительной бесед; учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые тре-буют привлечения знаний по другим предметам: физике, химии, математике, биологии.

Вопросы, поставленные перед учащимися в ходе объяснитель-ной беседы и в конце ее, направлены на воспроизведение в па-мяти ранее усвоенных знаний, получение новых знаний и на применении их в практике.

Рассмотрим пример объяснительной беседы с элементами рас-сказа. Учитель: «Производительность труда каменщика во многом зависит от качества при-меняемого ручного инструмента:

Кельма типа КБ -- это лопатка из тонколистового стального полотна с изогнутой ручкой из древе-сины твердых пород. Она применяется для разравнивания раствора, запол-нения вертикальных швов и подрезки излишков раствора.

Молоток-кирочка типа МКИ массой 0,55 кг с деревянной руч-кой длиной до 300 мм используется для рубки или тески кирпича, керамическо-го камня. При этом лезвие молотка должно быть под прямым углом к по-верхности ребра кирпича.

Растворная лопата типа ЛР

имеет полотно из листовой стали толщиной 1,6 мм. Круглый металли-ческий стержень длиной 320 мм предо-храняет от износа деревянный черенок. Лопата необходима для подачи и раз-равнивания раствора, а также для перемешивания его в ящике.

Расшивки типа РВ-1. и РВ-2

имеют рабочую часть в форме разрезанной вдоль стальной трубки с ручкой из древесины твердых пород. Обработку и уплотнение швов кладки ведут стальными расшивками, имею-щими вогнутую и выпуклую поверх-ность.

Для ускорения производства кир-пичной кладки и повышения произ-водства кирпичной кладки и повыше-ния ее качества используют малога-баритные ручные приспособле-ния.

Причальные скобы П-образной формы закрепляют в швах кладки; скобы из листовой стали наде-вают на кирпич, уложенный плашмя.

Крученый причальный шнур толщиной 1,5...3 мм натягивают вдоль выкладываемой стены. Он пред-назначен для соблюдения горизон-тальности выкладываемых рядов.и т. д.» Эта беседа проходит с демонстрационным материалом.

Так же на занятии учитель может проводить объяснительную беседу, в ходе которой познакомит учащихся о прочности и устойчивости кладки.

Цель обобщающей беседы -- выяснение уровня усвоения школьниками теоретических знаний и формирования практических умений; выделение сущест-венного и систематизация знаний и умений учащихся, установле-ние связи между основными и второстепенными сведениями, раз-витие мышления, конкретизация знаний и умений учащихся и вы-яснение их знаний, необходимых для будущей трудовой подго-товки и практической деятельности.

Так, на занятиях теме «Технология кирпичной кладки» обобщающую беседу можно провести примерно по таким вопросам:

1.. Что понимают под кладкой?

2. Какие размеры имеет керамический кирпич? Утолщенный кирпич? Керамический камень?

3. Какие швы различают в кладке?

4. Назовите виды каменной кладки.

5. Что называют системой перевязки?

6. Что понимают под перевязкой?

7. Какие кирпичи образуют наружную вер-сту?

8. Что называют забуткой?

9. Чем отличается тычковый ряд от ложкового?

10. Что характерно для однорядной системы перевязки кирпичной кладки?

Из приведенного выше примера видно, что в ходе коллектив-ной беседы обобщаются знания учащихся. Однако бывает необ-ходимо при проверке работы учащихся проведение индивидуаль-ных бесед с целью выяснения знаний учащихся и готовности их к выполнению практических работ.

Объяснение--подробное изложение учебного материала с ана-лизом фактов, приведением доказательств и формулировкой вы-водов. Этот метод устного изложения учебного материала исполь-зуют для объяснения трудовых операций, выполняемых учащими-ся, и разъяснения трудового задания со всеми входящими в него

80 операциями. К объяснению предъявляют в основном те же тре-бования, что и к рассказу.

Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходи-мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма-шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен-тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие-мов работы.

Объяснение проводят в строгой логической последовательнос-ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз-решают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре-мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче-ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж-нения, которые помогут учащимся применить новые знания в са-мостоятельной работе.

В классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.

Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком-лении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд-ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по-собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра-боты передовых учителей показывает, что логика построения лек-ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос-ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре-ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар-ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло-гических процессов и т. д.

Учебная демонстрация

В предыдущей главе отмечалось, что слово учителя как источник информации при устном изложении учебного материала должно сочетаться с применением различных средств нагляд-ности. К ним относятся учебные фильмы, диафильмы, диапозити-вы, кодотранспаранты, таблицы, натуральные объекты, модели, материалы, инструменты, машины, приборы, аппараты, объекты общественно полезного, производительного труда.

Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зре-ния, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово учи-теля направляет умственную деятельность учащихся, активизиру-ет ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятель-но наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблю-дать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова препо-давателя с чувственным отражением реального мира самим уча-щимся способствует усвоению им сложного учебного материала.

На уроках трудового и профессионального обучения исполь-зуют различные виды демонстраций, натуральные объекты и тех-нологические процессы; изобразительные средства наглядности;

приемы работы. В зависимости от содержания учебного материа-ла, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подго-товки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.

Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; техниче-ски исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом

соответствовать уровню трудовой подготовки и выглядеть эстетично.

В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть: орудия труда--, оборудование, приборы, предметы труда--различные материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный ма-териал и т. д.{

живые объекты природы (растения, животные), объекты тру-да (изделия, изготовленные учащимися).

Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов а т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т. д.), назначением инст-румента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонт-ным работам в быту в качестве раздаточного материала использу-ют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шер-стяных) . Во время демонстрации учитель рассказывает о структу-ре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.

0пыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно сле-дует демонстрировать их устройство и действие. Например, оз-накомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, суппорта, фартука, ко-робки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процес-се разборки отдельных его частей или на макетах.

Макет--статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объек-там.

Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологи-ческих карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображе-ния, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательст-вами педагогической литературы. Можно использовать также таб-лицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования.

Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных на-глядных пособий учитель сопровождает объяснением или бесе-дой, причем внимание учащихся направляет на существенные приз-наки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное или уменьшен-ное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к ак-тивному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «чи-тать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами нагляд-ности делает ее источником осмысленной информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.