Рефераты. Становление педагогики как науки

Научный принцип органического взаимодействия общего и особен-ного отвергает замену общего развития специализированным, тем более профессиональным, подмену общего образования формированием профессионально-индивидуальных качеств и свойств. Он предполагает сочетание, поиски оптимальной меры взаимодействия общего и индивидуального развития, дающего наибольший эффект в формировании всесторонне развитой личности и индивидуаль-ности.

В истории советской школы ситуация складывалась так, что вре-мя обязательного обучения отводилось для общеобразовательной под-готовки, а проблемы индивидуального развития выносились за рам-ки основного учебного времени. Оно осуществлялось в кружках за счет так и не получивших широкого распространения факультати-вов, в дворцах и домах школьников, на технических станциях, в до-мах для одаренных детей, в студиях, музыкальных, хореографичес-ких и художественных школах, в центрах эстетического воспитания, клубах и школах-комплексах, в неформальных объединениях, спортивных и физкультурных школах, в трудовых объединениях, в специальных классах с углубленным изучением отдельных предме-тов и в специализированных школах.

Особую активность приобрел сегодня принцип школы и педаго-гики -- гуманитаризации и гуманизации.

Важнейшим направлением его осуществления является гумани-зация образования и воспитания. Соотношение естественно-научно-го и гуманитарного образования в средней школе зависит от требова-ний к человеку, предъявляемых социально-экономическими услови-ями жизни общества, а также от той роли. которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуальности. Разумная гу-манитаризация не направлена на вытеснение естественно-математического образования или на снижение уровня образованности. Суть гуманитаризации образования -- в очеловечивании всех знаний, по-лученных ребенком, в важности и нужности их не только для произ-водства, но и для развития, для жизни каждого человека.

Важное значение приобретает принцип государственно-обще-ственною управления народным образованием. Школа -- учрежде-ние идеологическое, направленное на решение задач по гражданско-му, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения. Го-сударственные органы с помощью общественности и науки опреде-ляют основное содержание учебно-воспитательного процесса, прин-ципы построения организационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа.

Таковы самые основные и главные, научно обоснованные прин-ципы организации современной школы и педагогики.

1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все об-ласти его материальной и духовной жизни. Не является исключени-ем и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение про-блем реформы высшей и средней школы, в научно-методическое обес-печение непрерывного образования, в повышение эффективности обу-чения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в со-здание интеллектуального потенциала общества, в подготовку про-изводительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука высшей и сред-ней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем об-щественной производительности труда, порядок и дисциплина на про-изводстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных

Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фун-даментальных и экспериментальных исследований, не могла прино-сить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении работы всех типов учебных заведений. В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях актуальных педа-гогических проблем, в которых заинтересовано все общество. Про-изошло самое опасное для состояния общественной науки явление:

Академия педагогических наук начала утрачивать роль главного штаба педагогической мысли, что неизбежно подталкивало ее к са-моизоляции, замыканию в автономную систему, производящую ис-следования и продукцию для внутреннего потребления или камер-ного внедрения.

Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на-уки, по определению Всесоюзного съезда работников народного об-разования, являются:

* разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

* научный анализ состояния практики и надежное прогнозирова-ние социально-экономических и педагогических аспектов образова-ния; определение перспектив развития личности в целостном учеб-но-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск пу-тей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятель-ности на основе единства обучения, воспитания, развития;

* развитие методологии и методов педагогических исследований;

* педагогические аспекты демократизации и гуманизации систе-мы образования; поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;

* разработка базовою компонента общего среднего образования, его деятельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;

* разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культу-ры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;

* исследование эффективных способов активизации и оптимиза-ции педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;

* разработка условий повышения эффективности самообразова-ния и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педа-гогических проблем молодежи;

* обоснование системы трудовой, политехнической и профессио-нальной подготовки учащихся на разных ступенях образования, уча-стия молодежи в общественно полезном производительном труде;

* исследование перспективных направлений подготовки и повы-шения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передо-вого и новаторского педагогического опыта и инновационных про-цессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педаго-гической практики в научных разработках[9,71].

Проанализируем более подробно некоторые из названных приори-тетных направлений педагогической науки.

Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методо-логических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследователь-ских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педа-гогики с другими общественными и естественными науками. Каж-дое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в сня-том, обобщенном виде философско-методическое обоснование.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:

* сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;

* предмет педагогики как общественной науки в условиях непре-рывного образования и общие законы воспитания, обучения, педаго-гической деятельности;

* диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отно-шений;

* диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;

* диалектика становления детской личности как субъекта и объек-та воспитания;

* социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;

* диалектика взаимосвязи национального, классового и общече-ловеческого в гражданском воспитании;

* социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;

* диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;

* диалектика общего, особенного и индивидуального в формиро-вании личности;

* диалектика и логика педагогического мышления[8,82].

Требуют методологического осмысления и такие острые вопро-сы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного ин-тересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отда-ленного идеала в пользу разностороннего развития; возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и педагогики, особенно 30--80-х годов. Отсутствие исторических, научно обоснованных ис-следований этого периода порождает шаблонные стереотипы исто-рических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагоги-ческой науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни неспра-ведливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их твор-чество, выявить подлинные причины и формы существования застоя в педагогике, избежать как самоуспокоенности, так и огульного очер-нительства.

Другое актуальнейшее направление научно-педагогических иссле-дований -- непрерывное образование, возникающее и развивающее-ся в результате органической взаимосвязи всеобщего среднего обра-зования как фундамента развития человеческой личности со сред-ним и высшим профессиональным, активным систематическим са-мообразованием и повышением квалификации или переподготовкой. Стартовой площадкой, на которой зиждется вся надстройка системы непрерывного образования, является средний общеобразовательный всеобуч. Это делает особенно актуальными проблемы содержания общего среднего образования, учебного плана и учебников, которые в решающей степени зависят от тенденции развития НТР, интенси- фикации производства, социальной сферы и культуры. Наряду с про-блемой формирования всесторонне и гармонично развитой личнос-ти в средней школе решается задача создания интеллектуального по-тенциала страны. Быстро нарастает количество научно-технической, художественной информации, экологических и социальных проблем, осмысление которых необходимо уже в школе. Все острее встает про-блема развития сущностных сил и творческих способностей детей в процессе обучения. Лавина необходимых для усвоения детьми зна-ний породила опасное для школы экстенсивное наращивание коли-чества информации и числа предметов в учебном плане, что неиз-бежно ведет к временному обескровливанию всех предметов, к сниже-нию качества знаний и образования в целом. Между тем как в науке и искусстве, в технике и технологии, так и в общественной жизни об-наруживались интеграционные процессы, порождающие новые интегративные естественные, гуманитарные, общественные науки. Воз-никает качественно новая образовательная ситуация и новые требо-вания к созданию учебных предметов, к их основному содержанию и к учебникам. Претерпевает качественное изменение само понятие «основы наук», его сущностный смысл. До сих пор в качестве осно-вы каждой науки рассматривались законы этой конкретной науки. Се-годня возникает необходимость рассматривать основы одной науки в системе и взаимосвязи ее законов с родственными науками и практи-кой. В этом и состоит политехнический смысл современных учеб-ных предметов, их своеобразная качественная интенсификация. На-пример, учебный предмет физика может включить в себя не только основы самой физической науки, но и ее выходы в химию, биоло-гию, технологию. Учебный предмет математика может вобрать при-кладные проблемы, такие, как информатика и вычислительная тех-ника. Обществоведение способно раскрывать в единстве политичес-кие, экономические, социальные, правовые, нравственные, эстети-ческие аспекты общественной жизни. Аналитическая работа по со-зданию интегративных предметов и принципиально новых учебни-ков по ним позволяет сократить количество учебных предметов в учеб-ном плане, высвободить время для их более основательного изуче-ния, для освоения ремесел и искусств, технического и художествен-ного творчества. Экспериментирование вариантов новых учебных планов в учебных заведениях позволит отработать оптимальные ва-рианты и поднять общий уровень образования на новую качествен-ную ступень, соответствующую новому качественному состоянию об-щества, решению задач социально-экономического развития страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.