Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изме-няется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные ми-ровоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образо-вания. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного вос-питания -- гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Милль( 1806-1873) считал критерием положительных результатов об-разования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.
Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного обра-зования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С, Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась ин-дивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Пси-хология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математи-ка. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы -- педа-гогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педаго-гику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и обра-зования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного вос-питания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и пе-дагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX ве-ка) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками -- философи-ей, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, эконо-микой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные об-ласти педагогики--общая, дошкольная, школьная, профессиональная, соци-альная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А так-же история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, вос-питание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педаго-гических наук.
Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концеп-ций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагоги-ческой фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как лю-бая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в ре-зультате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактическо-го материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и законо-мерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые спо-собы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тен-денций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В, Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс раз-вития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.
В период становления педагогики как науки были определены три фундамен-тальные категории (основные понятия педагогики) -- «воспитание», «обуче-ние», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче-ние» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима-ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло-жившегося положения[6,103].
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к лю-дям и самому себе.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с рос-том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Вторая категория -- «обучение» -- понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает -- целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле-ния).
В свою очередь ученик:
1) учится -- овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада-ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение--воспитание» направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик че-ловека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия препо-давания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:
развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики -- «образованием -- понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система[5,71].
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде-ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятель-ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест-ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского. В. Ф. Шаталова.
Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, бази-рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ-лений исследования предмета.
1.2. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, ре-шение проблем экономической и политической реформ, преодоле-ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен-ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об-щественной и личной жизни. Система народного образования явля-ется органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством об-разования и культуры личность может получить возможность орга-низовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех обще-ственных отношений и саму себя.
На основе государственно-общественного подхода к проблеме об-разования создаются условия для обеспечения интересов каждой лич-ности, развития ее способностей и дарований, ее духовно-нравствен-ного совершенствования и одновременно подготовки к выбору про-фессии, активному творческому участию в общественной жизни и производстве.
Личность, осваивая содержание образования, развивая свои способ-ности и творческие возможности, реализует себя в общественно зна-чимой творческой деятельности, получает удовлетворение всех сво-их материальных и духовных потребностей. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органического единства и взаи-мосвязи интересов общества, коллектива и личности в образова-нии и воспитании подрастающего поколения. В ряду научных принципов организации школьного дела -- прин-цип гражданско-общественной целеустремленности. .
Речь идет о конкретизации общей формулы всестороннего разви-тия в различных видах культуры современного человека нашего об-щества. Интеллектуальная культура включает в себя требование образованности; духовного богатства; самостоятельности диалекти-ческого мышления, понимания приоритета общечеловеческих цен-ностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их;
активного стремления и умения пополнять знания, учиться учению и труду; творческого подхода к любому делу. Политическая культура человека складывается из умения жить и работать в условиях де-мократии, гласности, самостоятельности и ответственности; умело-го сочетания интересов общества, коллектива и личности; социаль-но-политической активности и инициативы; духовной стойкости, пре-одоления трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и фи-зическая культура органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципи-альность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплиниро-ванность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, доброжелательность, компетентность, содействие инициативе, гума-низм, патриотизм и интернационализм, а также требования укрепле-ния здорового образа жизни.
Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образования как средства осуществления социальной справедливости, развития способностей и дарований каждой человеческой личности, как базо-вого для непрерывного образования. Общее среднее образование -- социально-экономическая необходимость.
Наиболее актуальный принцип современной школы и педагоги-ки -- принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу орга-низации школы была положена идея диалектического сочетания по-лучения детьми общего среднего образования с развитием их инди-видуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизи-рованной школы. Формирование индивидуальных способнос-тей учащихся происходит за счет вовлечения учащихся в специаль-ную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проник-новения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специ-альное развитие -- не противоположны и не взаимоисключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается и определяется осо-бенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет и углубляет общую образованность. Интеграция учебных дисцип-лин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных пред-метов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего об-разования. Дифференциация, углубленное изучение отдельных пред-метов школьниками не должны вести в старших классах к тотально-му вытеснению общеобразовательных предметов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5