1. Где вы уже побывали? В каком месте маршрута находитесь сейчас, куда направитесь дальше?
2. Опишите наиболее интересные для вас природные условия из тех, в которых вы побывали.
3. Сколько животных вам уже удалось поймать?
4. Какое самое большое и самое маленькое из пойманных вами животных?
5. Какое наиболее необычное и интересное для вас по окрас-ке, поведению, приспособлениям к окружающей среде животное из тех, что вы наблюдали?
Форма ток-шоу позволяет постоянно меняться ролями высту-пающим и слушающим. Этим она выгодно отличается от обычных докладов, где слушать бывает намного сложнее, чем выступать. «Телемост», начинающийся как мини-доклады от разных команд, постепенно переходит в диспут, когда выступления участников воз-никают спонтанно не как ответ на заданный заранее вопрос, а как реакция на предыдущее выступление. Например, африканская команда рассказывает о поведении ламантинов у восточного побе-режья Африки. Просит слова команда Южной Америки, чтобы рассказать о своих наблюдениях за этими животными в Карибском море. Ламантинов, оказывается, часто называют сиренами. Веду-щий предлагает вспомнить, кто такие сирены, и общий разговор выходит за рамки первоначальной темы. Роль телеведущего позво-ляет сказать тем, кто не удерживает заданные рамки диспута «Мы Вас не слышим», «Ваш микрофон пока не включен» и т. п.
При проведении «Телемоста» возможно и даже желательно иметь несколько ведущих. Это помогает держать в поле зрения всех детей, не пропустить интересную реплику или неоформлен-ное высказывание. Зная конкретных детей, ведущие по ситуации могут менять направление диспута так, чтобы дать возможность высказаться разным ученикам. Среди вопросов должны быть такие, на которые может ответить и неуверенный в себе ребенок, не «знаток» и не «оратор». Ближе к концу «передачи», когда «зна-токи» уже высказались, ведущий говорит: «А теперь мы просим выступить тех, кто пока молчал».
Наличие «в студии» заинтересованных зрителей из родителей и учителей придавало игре солидность.
Создание музея-зоопарка
Его подготовка начинается задолго до финала игры. В ней частично используются уроки труда, изо, музыки, физкультуры, вторая половина дня. Соответственно в кооперацию вступают учителя этих предметов, родители, заинтересованные старше-классники. Целенаправленная подготовка музея начинается после этапа коллективного проектирования. Но фрагменты музея, самой игровой акции его открытия спонтанно рождаются по ходу всего «путешествия». И тут очень важно не пропустить детские иници-ативы, поддержать их и помочь оформить.
В нашей игре-проекте разговор о том, как может выглядеть музей-зоопарк, как организовать праздник его открытия, возни-кал многократно. Постепенно возникает новая ветвь нашего комплексного проекта - дизайн-проект.
Многим детям трудно мысленно охватить все оформляемое пространство. Главная роль здесь принадлежит учителю, в нашем случае учителю изо. Но его задача не сообщать свои готовые идеи для реализации, а создавать поле обсуждения будущей экспозиции, в котором дети с дизайнерскими склонностями могут проявить себя. В процессе создания общего образа зоопар-ка привлекается прошлый опыт финалов проектов, виденное в музее Дарвина и в настоящем зоопарке. Рассматриваются раз-нообразные предложения, что из чего можно сделать, привлека-ются школьные и домашние ресурсы. Такая работа ведется в раз-ных режимах: общая дискуссия класса, работа дизайнерской группы двух классов и ежедневная работа во второй половине дня (1 -- 1,5 ч) «материковых» команд двух классов. Учителя помогают детям понять специфику их командной экспозиции, ее возможности и ограничения. Из этого рождаются разные ди-зайнерские решения, требующие и разных предметных умений. Команды работают над своей экспозицией, осваивая определен-ные способы, но при этом видят, как работают другие, и могут по желанию помогать им. В результате экспозиция захваты-вает два класса и значительную часть коридора между ними. В нее входят:
- витрины в двух окнах кабинета и простенке между ними «Мир коралловых рифов» (окрашенная калька в окнах с плоски-ми бумажными раскрашенными рыбами и морскими обитателя-ми, большой коллаж в простенке из бумаги рекламных афиш и морское дно из настоящих раковин, кораллов, камней и т.п. на подоконнике);
- инсталляции «Джунгли Амазонки» (огромный живописный задник, полог леса из старой крашеной волейбольной сетки и спле-тенных девочками из лент-отходов лиан, большие цветы из гофри-рованной бумаги, объемные попугаи из детского бумажного конст-руктора, шитые змеи, бабочки из прозрачной ткани, плоские кар-тонные расписанные или обклеенные подходящей тканью звери);
- небольшая настольная панорама «Африканская саванна» (написанный задник, трава из крашеных опилок, многочисленные звери из плотной бумаги);
- «Австралия» (большой плоский картонный эвкалипт на сте-не, на нем и рядом с ним в натуральную величину австралийские звери - плоские из обклеенного мехом картона);
- маленький макет пустыни с настоящими кактусами, песком и глиняными пресмыкающимися и птицами;
- макет «Скалистые горы» (картонная конструкция в большой коробке, ткань с гипсом, пластилиновые звери, рисованный задник, «работающий» гейзер - - спринцовка, вставленная в дно коробки, залитое монтажной пеной);
- макет «Побережье Аляски. Птичий базар» (мятая крашеная бумага на оргалитовом основании, пенопластовая скала, гнезда из ниток, птицы, собачьи упряжки, морские животные из плас-тилина);
- стенды-коллажи «Ярусы жизни в океане», «Ярусы тропиче-ского леса», «Высотная поясность», «Тропические бабочки и жу-ки», «Происхождение аквариумных рыб», «Происхождение ком-натных растений»;
- выставка самодельных карт материков;
- выставка «Пойманные животные» (подборки листов по ма-терикам с описанием животных);
- живописные работы на темы путешествия;
- сшитые и принесенные из дома игрушки-звери;
- выставка комнатных растений - уроженцев тропиков и пу-стынь;
- небольшие авторские макеты;
- выставка книг о природе.
Представители команд готовятся вести экскурсии по «музею». Желающие подбирают звуки природы с кассет и записывают фонограмму, которая будет звучать в музее.
Если дизайн-проект такого масштаба неосуществим или по каким-то соображениям не привлекает учителей, можно ограни-читься его частями или заменить, например, настольным макетом зоопарка, населенного пластилиновыми зверями.
Подготовка финала. Такой музей просуществует совсем недол-го. Тем более важно продумать с детьми, что может происходить в музее с посетителями, чтобы зоопарк-музей действительно был им интересен. Выстраивается целый сценарий. В этой работе роль учителя, с одной стороны, - дать возможность детям предлагать свои разнообразные варианты, с другой - учить отбирать вари-анты, реальные для осуществления, оригинальные по форме, представлять пространство, о котором говоришь, и т. п. Осо-бое внимание следует уделить, на наш взгляд, умению представ-лять себя в позиции другого человека, в данном случае посетите-ля музея.
Так рождается идея интерактивного освоения музея через иг-ры. Идея предлагается учителем, но, поскольку в каждодневном учебном опыте многое делается через игру, она быстро подхваты-вается детьми. Возникает еще один локальный проект «Настольные игры для дня открытия музея». Учитель предлагает детям принести из дома любые настольные игры. На уроке дает-ся время рассмотреть их и выделить несколько типов игр. Коман-ды докладывают результаты анализа. Учитель по ходу обсуждения представляет сказанное в виде схемы на доске. Дается задание на дом: придумать эскиз варианта игры одного из типов (по вы-бору) по сюжету путешествия. Причем главная задача - приду-мать правила игры так, чтобы играющим надо было бы восполь-зоваться экспозицией музея. В дальнейшем правила обсуждаются в малых группах, вносятся поправки. Лучшие игры дорабатывают-ся с помощью учителя изо.
Параллельно на уроках музыки и во второй половине дня с группами детей готовятся музыкально-пластические композиции «Змея», «Рыбки», «Кенгуру», которые ребята показывают в день открытия музея.
В подготовке финала проекта дети имеют возможность из большого спектра деятельностей выбирать те, которые сообразны их индивидуальным особенностям и пристрастиям. Может осуще-ствляться выбор приоритетной области (изготовление декораций, подготовка вербальной части, музыкально-пластическое творчест-во), этапа работы (предварительная подготовка «за кадром» или участие непосредственно в действе), роли (проектировщик, испол-нитель, организатор), степени самостоятельности в работе.
Подготовка такого действа безусловно затратна для всех участников. Но благодаря широте спектра деятельностей практи-чески каждому ребенку можно обеспечить успех. Ощутить его ребенку, помимо спонтанной реакции свидетелей этого успеха, помогают специальные дипломы-свидетельства с индивидуальным для каждого ученика содержанием, отмечающим его достижения и продвижения, а также специально организованное последейст-вие -- рефлексивное обсуждение в командах с учителями, возмож-но, с родителями. Для того чтобы на последнем этапе добиться масштабного результата, признаваемого всеми, а значит, чувства удовлетворения от проделанной работы, взрослые требования к качеству работы и долю участия взрослых приходится увеличи-вать. Во время реализации проекта взрослый может стоять в позиции умелого мастера, предлагающего культурные способы работы и критерии ее качества. В отличие от традиционных уро-ков технологии дети учатся способам работы с разными матери-алами и инструментами в ходе конкретной комплексной деятель-ности, часто друг у друга, а не только у взрослого.
Открытие музея-зоопарка. Наш музей был открыт несколько дней. Два дня во время уроков его посещали по специаль-ному расписанию и приглашениям другие начальные классы. Во второй половине дня в свободном режиме приходили другие граждане школы (ученики средней и старшей школы, учителя). А в субботу по инициативе ребят был проведен специальный показ для родителей, заканчивавшийся вручением «начальником экспедиции» каждому именного Свидетельства путешественника с перечнем его особых успехов.
Экскурсия по музею-зоопарку состояла из трех этапов. В од-ном кабинете разделившихся на группы посетителей в «павильо-нах» ждали экскурсоводы - члены определенной команды, пояс-няющие содержание экспозиций, рассказывающие о повадках, среде обитания животных, о «своих приключениях», отвечающие на вопросы.
Затем гости переходили во второй кабинет, где они зна-комились с плакатами, выставками цветов, книг, живых зве-рюшек и птиц. Особый интерес вызывал «действующий» вулкан, сделанный по описанию из книги о простейших химиче-ских опытах.
После просмотра экспозиций гостей ждали за столиками в холле «игротехники» со своими играми. В конце сеанса посети-телям предлагалось взять себе на память распечатанные раскрас-ки про животных.
В конце первого дня в актовом зале показывали музыкально-пластические композиции «Море», «Кенгуру» и «Змея», а в спор-тивном все могли попробовать свои силы в «путешествии по го-рам» (полосе препятствий). Наши путешественники играли роль проводников-инструкторов.
Организация игр-проектов: цели и средства действий педагогов
Задачи, которые должен решить учитель, чтобы построить учебный процесс такого типа:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10