Рефераты. Современные модели организации обучения

«Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь» (А. Лобок).

Чтобы построить модель начальной школы, отвечающей заяв-ленным ценностям и целям, на наш взгляд, надо изменить учеб-но-воспитательный процесс следующим образом.

Изменения в учебно-воспитательном процессе

1. Переход от учебно-предметного ЗУН-овского содержания обра-зования, построенного на освоении «основ наук», к основанному на вы-ращивании и развитии универсальных умений, способов освоения мира.

Под универсальным умением мы понимаем такое умение, способ, который может быть применен человеком в освоении несколь-ких образовательных областей или сфер деятельности. Например, умения:

- выделять основной смысл текста, события, явления, соот-носить со своим опытом, т. е. придавать им свой личностный смысл;

- ориентироваться в пространстве, понимать границы прост-ранств и корректировать в связи с ними свои действия;

- выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества;

- строить коммуникации с другими людьми и т. п.

Мы предполагаем, что условия для начала развития многих универсальных умений могут создаваться в младшей школе. Прин-ципиально важным является то, что речь идет не о направленном формировании взрослым тех или иных умений у ребенка, а о созда-нии условий, способствующих наращиванию этих умений самим ребенком в опыте индивидуальной и коллективной деятельности. При этом индивидуальность проявляется в том, какие универсаль-ные умения и в каком темпе ребенком осваиваются.

2. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. На наш взгляд, существует противоречие меж-ду тем, как целостно воспринимает мир ребенок, и жестким деле-нием учебного процесса на отдельные предметы и уроки. Чем боль-ше формализуется в этом смысле учебный процесс, тем больше разрыв между ним и ребенком, его жизнью. Это порождает проблемы с мотивацией, снижение познавательного интереса, неготовность применять разрозненные предметные умения в жиз-ненных ситуациях. Узкие рамки предмета препятствуют работе над развитием универсальных умений.

Стремление освободиться от предметных рамок, сделать обра-зовательный процесс более целостным, многообразным приводит к отказу от урока как основной единицы такого процесса. Наря-ду с уроком возникают иные образовательные формы: «погруже-ния», проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путеше-ствия и игры, мастерские и т. д.

Модель учебного процесса, предлагаемая нами для начальной школы, условно названа целостной жизнедеятельностью. В ней познавательная и игровая деятельности разных типов и форм сов-местно разворачиваются в процессе разрешения проблем, реально возникающих в жизни детского коллектива, условно принятых в игре или для удовлетворения детского интереса.

Одной из возможных форм реализации целостной жизнедея-тельности является детско-взрослый проект, в котором участвуют ученики, педагоги и родители. Проект, понимаемый таким обра-зом, есть поле для возникновения образовательных ситуаций как предметного, так и непредметного плана. Эти проекты могут инициироваться как учителем, так и детьми. В такой целостной модели воспитательная часть процесса неразрывно соединена с учебной.

3. Создание условий для получения ребенком опыта поиска собственного интереса и опыта разнообразного выбора. Этим задачам в нашей модели отвечает «Свободный день», в который каждый ребенок составляет личное расписание, выбирая (независимо от класса) какие-то из многих мастерских, «свободные уроки». И в проектных, и в урочных формах присутствует возможность выбора видов деятельности, форм и способов, тем, материала, партнеров, роли и позиции и т. д.

4. Создание условий для начальных, соответствующих возрасту, форм рефлексии, при которых объектом рассмотрения для детей становятся их собственные желания, чувства, умения и неумения, проблемы и т. п. Через этот рефлексивный опыт начинается дви-жение ребенка к пониманию своих особенностей, своей уникальнос-ти. В то же время ребенок учится принимать другого человека, ценить его уникальность. Такая работа может проходить в формах обсуждений произошедшего события, этапа общей деятельности. Ракурсы обсуждения при этом в разговоре о себе могут быть следующие: как я себя ощущал в этом деле, доволен ли я собой и почему, что мне было легко, а что трудно, интересно - неин-тересно, что мне дала эта работа, смог ли я выразить себя... О других: кто мне особенно помог, поддержал настроение, сделал что-то необычное для себя, с кем легко и с кем сложно работать, почему в одной команде работа продвигалась, а в другой - нет, как на это влияли взаимоотношения ребят, как можно изменить ситуацию в команде, группе и т. д.

Примерно с теми же вопросами мы работаем и в форме ре-флексивных детских текстов, анкет, рисунков, заполнения специ-альных страничек дневника. По ходу жизни рождаются и необыч-ные формы образной рефлексии.

5. Организация разнообразных форм совместности. Поскольку наша модель начальной школы построена как целостная жизне-деятельность, то и формы совместности в ней очень разнообраз-ны. Это взаимодействие ребенка и учителя, ребенка и ребенка, ребенка и родителя, учителя и учителя, учителя и родителя. Боль-шинство представленных ниже текстов раскрывают это многооб-разие на конкретном материале.

6. Выработка адекватной данной модели учебного процесса системы оценивания. Мы отказались от традиционной системы оценивания. Балльной отметки не существует до 7 класса. Сооб-разно разворачиваемой деятельности разрабатывается новая сис-тема, призванная сделать оценку более содержательной, диффе-ренцированной, открытой ребенку, предусматривающей включе-ние ребенка в процесс выработки ее критериев и форм. В каждом классе разрабатываются свои формы фиксации, отслеживания, оценивания, поощрения и необходимые для этого документы (дневники, зачетные книжки и листы, свидетельства и т. д.).

Одна из главных задач учителя -- создать условия для станов-ления детской самооценки, способности к рефлексии своей деятельности, что является основой для дальнейшей работы по определению и выстраиванию личной образовательной траекто-рии. Самооценивание должно помогать ребенку анализировать уже выполненные действия и определять свои дальнейшие шаги.

Любая форма оценивания должна соответствовать следующим принципам:

- открытость (для ученика, учителя и родителей должно быть понятно, что и как оценивается в том или ином случае; должны быть видны продвижения и «точки напряжения» в рабо-те ученика, у детей должна быть возможность участвовать в вы-работке критериев и способов оценивания);

- безопасность (оценивание не должно иметь «карательных» последствий; оценивается работа ученика, а не его личность);

- адекватность и дифференцированность (оценивание долж-но соответствовать форме и содержанию работы, оцениваются от-дельные элементы работы, из которых складывается целое);

- мониторинг (оценивание проводится таким образом, что позволяет видеть динамику процесса обучения).

Особенности нашей начальной школы

Общие сведения. Сейчас наша начальная школа состоит из 8 классов, по 2 в параллели, общей численностью 150--200 чело-век. Являясь частью научно-педагогического объединения, она имеет возможность размещать первые классы (шестилеток) в дет-ском саду, включая их в режим жизни детского сада. Остальные классы расположены в типовом здании средней школы, занимая в ней большую часть верхнего этажа.

Учебный план составлен на основе Федерального БУПа с пересчетом на 35-минутный урок. За счет школьного компонен-та и часов на индивидуальную работу, предусмотренных уставом школы (аналогичные возможности дает экспериментальный БУП № 3), организуется работа многих (около 20) мастерских в ежене-дельный «Свободный день».

Большинство классов начальной школы работает по системе школы полного дня. Дети находятся в школе с 8.30 до 17 ч. С каждым классом работают два педагога, сообща выстраивая жизнедеятельность класса, специалисты-предметники ведут заня-тия физической культурой, музыкой, иностранным языком, изоб-разительным искусством, трудовой подготовкой, естествознанием. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия фольклором, математическими играми, керамикой, орке-стром, физкультурой, театром.

Программы, методики и учебные пособия выбираются или разрабатываются каждым учителем в соответствии с его вариан-том реализации школьной концепции. Классом одновременно могут использоваться разные учебники, энциклопедическая, справочная и художественная литература и авторские задания учителя.

Особенности уклада общей жизни начальной школы и организа-ции ее пространства. У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев часто меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство. Создание разных функциональных зон происходит с помощью стеллажей, занавесок на тросах, протяну-тых от стены к стене, ширм и т. п.

В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, лазать, кувыркаться; отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого суще-ствует несколько детских спортивных комплексов в рекреациях и школьном дворе; не учебные уголки в классах с матами, подушка-ми или ковром и т. д. Важно, что это детские пространства. Пра-вила пользования ими вырабатываются детьми с помощью взрос-лых; дети могут изменять и переустраивать эти пространства под свои нужды.

Кроме того, существует специальный кабинет начальной шко-лы, в котором находится маленький спорткомплекс на 1--3 де-тей, атрибуты для отдыха и релаксации, развивающие игры, на-боры конструктора ЛЕГО, складная мебель, материалы для рисо-вания, раскрашивания и ручного труда, пианино. В этом кабинете постоянно находится педагог ГПД или психолог, к которым мож-но отправить ребенка с урока или во второй половине дня, если он нуждается в уединении, хочет продолжить какое-то свое дело и т. д.

Учитель начальной школы может, независимо от школьных звонков, строить учебный процесс, определяя оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Например, если в классе идет оживленная дискуссия, вполне возможно не преры-вать ее «по звонку» или можно отправить отдыхать уставших ребят и продолжить разговор с желающими. Другой пример: дети придумали интересную игру на спорткомплексе в холле и хотят ее опробовать, когда там больше никого нет. Тогда они договари-ваются с учителем сдвинуть время отдыха. Чтобы шум в холле не мешал работающим в классных комнатах, в них сделаны двой-ные двери.

В начальной школе используется гибкое расписание, когда же-сткая сетка остается только для учителей-специалистов, а очеред-ность уроков основного учителя может меняться в зависимости от разворачивающейся деятельности и по договоренности с детьми (поэтому в детском расписании указывается «наши уроки» или «уроки в классе»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.