1.Организация социальных служб в школе.
Создание социальных служб в Буденновской школе началось с того, что коллектив решил повысить эффективность воспитательной работы, качество социализации личности. Они исходили из следующего предположения, организуемая социальными педагогами работа с семьями и детьми позволит школе стать открытой системой, а широта и разнообразие социальных связей в такой школе повысит социальную подготовленность личности. Основной путь решения этой задачи - воздействие социальных педагогов на семью, т.е. гипотеза следующая: социализация личности школьника становится эффективнее, если:
- в структуре школы создаются социальные службы;
- семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через посредство социальных служб.
Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных педагогов, психолог и врач 10,5 ставки.
Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа: изучена среда, в результате чего оформлена характеристика
микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам разработаны программы воздействия на них.
2. Служба культурного досуга.
Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек (социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-центр" и т.д.
Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в раз-личных видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.
Следующая социальная служба:
Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся, родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях, обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч, давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности родителей и детей. Давались конкретные советы правовой направленности, проводились тематические занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.
3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.
Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; орга-низация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.
4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.
Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:
Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира (это творческие занятия, коллективные творческие дела).
Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-тренинговые игры, другие досуговые формы.
Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.
Информационный - изучение основ научных знаний, специальной ли-тературы, консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами, инициативными группами.
5. Служба социальной профилактики.
Основными задачами являются:
- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педаго-гическом внимании.
- Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические консультации для родителей.
- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей, приобретение льготных путевок и т.д.
- Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.
- Защита детей от жестокости взрослых.
- Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.
Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.
Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона доверия".
По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучши-лась успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспи-тательной работы.
Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа соци-альных педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно, чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.
По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13 г.Нерюнгри, прослеживается зависимость между обстановкой в се-мье и успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест-
вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни-
жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.
Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемо-сти мальчиков и девочек в различных типах семей.
В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости де-вочек, не в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требова-ний к ученицам и ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше могут оценить и поощрить успехи девочек.
Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.
Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер высказывания, с которым согласен.
Анализ ответов проходил по следующим аспектам:
- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют вос-питанию ребенка.
Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное.
- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)
В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).
Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в от-ветах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:
Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на пер-вом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказыва-ются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.
Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю лю-бовь".
На втором месте находится следующая причина -воспитательная не-уверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то пси-хологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесе-ние конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каж-дого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.
Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспи-тании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить ме-тодикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен.
Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:
1. Принятие - отвержение
Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, ро-дитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс от-вержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудач-ным ( 10 % от числа опрошенных ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13