88
ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ордена ДРУЖБЫ НАРОДОВ
имени М.К. АММОСОВА
Нерюнгринский филиал
Кафедра педагогики и методики начального обучения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
“ Роль социального педагога в
организации сотрудничества
семьи и начального звена школы. “
Студентки 4-го курса
Плотниковой Ю.В.
Научный руководитель:
кандидат пед. наук,
Козлова Е.А.
Нерюнгри - 2002
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................……..3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ .......................................................……………………9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ШКОЛЫ ........................................................................................................………..27
2.1.Формы и методы работы с родителями................................................. 27
2.2.Взаимодействие школы и семьи в воспитании...................................... 40
ГЛАВА 3.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ .............................................................................................…………58
3.1.Основы юридических отношений между родителями и детьми.......……..58
3.2.Деятельность социального педагога по защите прав ребенка в школе и семье........................................................................................................ ……...62
ЗАЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения
отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении за-кона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на со-временном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адапта-ции слабое знание родителями основ педагогики, их неумение , а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий мо-мент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и во-просов .
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1991-1994 гг. объявлены годами разработки и реализации мероприятий в по-мощь семье. Тем самым отдано должное семье, как социальному инсти-туту, который играет исключительно важную роль в формировании ин-теллектуально полноценного, нравственно и физически здорового моло-дого поколения.
В свою очередь президент нашей республики М.Е. Николаев издал указ от 2 марта 1992г. “ О мерах социальной защиты семьи, охраны материн-ства и детства ” и объявил 1992-1195гг. годами семьи , а 1996-1997 -го-дами образования. Социальные проблемы образования постоянно вол-нуют не только педагогов и учащихся и их родителей , как непосредст-венных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной степени представителей всех слоев населения. В последнее десятиле-тие в России идет процесс обновления средней и высшей школ, направленный на осуществление демократизации и гуманизации, а так же на превращение российского образования в институт гражданского общества. От некогда единой и жесткой государственной системы мы переходим к плюрализму форм получения образования, к многообразию программ и методов обучения . Расширяется сеть всегосударственных вузов, колледжей, лицеев, гимназий, воскресных церковных школ.
Одним из отправных моментов реформирования явилось правительст-венное постановление от 14 апреля 1992г. “ О развитии гуманитарного образования России ” Особая сложность проведения общеобразова-тельной реформы состоит в том, что она проходит в условиях кризиса, переживаемого российским обществом. И это порождает массу трудно-стей.
Социальные последствия школьной реформы привели к такой ситуа-ции, что появились дети, которые оказались представленные самим себе. В Петербурге насчитывается 10 тысяч детей, закончивших только на-чальную школу. Ранее школа была обязана дать среднее образование всем без исключения, в ином случае со школы строго взыскивали РОНО, ГОРОНО и прочие руководящие инстанции. После реформы, число де-тей, не закончивших школу увеличивалось, поэтому в настоящее время, во избежании этой ситуации, в школах создаются классы “коррекции”. В школах появились такие специалисты как психологи, социальные педагоги, которые организуют работу как с учителями и учащимися, так и с семьями детей.
Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как соци-альную среду, которая коренным образом определяет ситуацию разви-тия ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нару-шений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руко-водитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов. Поэтому социальному педагогу необ-ходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результатив-ной работы.
Актуальность темы дипломной работы определена тем, что имеет це-лый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в начальном звене, но они затрагивают лишь отдельные ас-пекты проблем, мало учитывают современные реалии.
В сборнике педагогических статей К.В. Бардина раскрывается про-блема социально-педагогической службы в школе. В первую очередь особо злободневным вопросам, в том числе приводящие к нежеланию, неумению учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога. Но в сборнике лишь поверхностно затрагивается воспитательный процесс, а ведь учебный и воспитательный процессы могут привести к желаемым результатам только в единстве.
О.Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не учитывая роль социального педагога в начальном звене.
В книге для учителя “ Знаете ли вы своего ученика ? “ под редакцией авторов М.М. Безруких и С.П. Ефитова, в которой рассматриваются при-чины, признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обу-чения и воспитания, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Но в сборнике лишь частично затрагивается коррекция воспи-тания детей в семье. Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования и определили его проблематику.
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в начальном звене (социально-педагогический аспект)
Предмет: Деятельность социального педагога и классного руководителя в работе с родителями.
Цель исследования: Выявление и определение потенциала социально-педагогического сотрудничества семьи и начального звена школы.
Задачи исследования:
Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и средства воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.
Обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родите-лями младших школьников.
Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказы-вает помощь в организации систематической совместной работы се-мьи и школы (эффективность и результативность).
В исследовании использовались методы :
Изучение научной литературы по теме дипломной работы.
Обобщение и анализ по теме передового, отечественного опыта.
Моделирование работы социального педагога в начальном звене.
Опытно-эксперементальная проверка выявленных путей, моделирова-ние положений.
Анкетирование и тестирование.
Апробация работы :
Опытно-эксперементальная проверка проводилась в общеобразователь-ной школе № 13 г. Нерюнгри.
Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявле-нии основных условий и принципов организации социально-педагогичес-кой работы в начальном звене общеобразовательной школы, в опреде-
лении содержания и методов работы в них, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.
Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы в на-чальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, ме-тодов и содержания социально-педагогической деятельности.
На защиту выносятся следующие положения :
Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказы-вает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13