Рефераты. Роль семьи в формировании познавательного интереса

Анализируя полученные данные анкет по городской и сельской школам, можно сказать следующее:

В городе у родителей очень разнообразные увлечения и интересы. Они мало времени уделяют детям, но когда появляется свободное время, его они проводят только с детьми. В селе родители больше времени уделяют детям, чем в городе. Это объясняется тем, что в городе жизнь более динамична. На выбор профессии родители не влияют, т.к. дети сами знают, что они хотят. Некоторые девочки и мальчики из класса уже учатся на каких-либо курсах. В классе есть общие интересы (например, девочки создали свою рок-группу). Школьники занимаются своими любимыми делами, у них сформировались свои точки зрения, и родители не имеют такого влияния, чтобы чем-то заинтересовать своего ребенка. Они уже достаточно самостоятельные. Они сами стремятся добиться чего-то большего в учебе, в своем любимом деле.

В сельской школе дела обстоят иначе. В 9 классе, по мнению классного руководителя, у детей нет устойчивых интересов, поэтому родители в развитии увлечений играют очень важную роль. У детей как раз такой возраст, что родители могут повлиять на их интересы, увлечения, взгляды. Изучение семей сельской школы показало, что родители оказывают разное влияние на детей.

Характеристики семей сельской школы.

Ворожцовы: В семье 2 ребенка (второй еще маленький). Все внимание было обращено на старшего. Папа занимается техникой, охотой, рыбалкой. Мама читает, вяжет. Познавательный интерес у сына проявляется в том, что он увлекается химией, физикой, ездит на олимпиады. В школе ему все предметы интересны. Родители помогают в развитии интересов. Уделяют ему достаточно много времени. В основном общие интересы с отцом: ремонт техники, обсуждение новостей техники, смотрят по телевизору познавательные передачи «Своя игра», «Умники и умницы». Зимой ездят на лыжах. Выезжают часто в Киров, где посещают кинотеатры, цирк, выставки, театры. Летом ходят за грибами. На выбор профессии родители не влияют, но, конечно, советуют поступать на химико-биологический факультет ВГГУ или в КГМА. Сейчас учится в ЦДООШ на физическом и химическом отделении (посоветовали родители - послушался). При выполнении заданий помощи не просит, делает все самостоятельно.

Хайруллины: В семье 3 ребенка. Воспитанием занимается мама. Она работает преподавателем в ПЛ-34. в данный момент сидит дома, занимается детьми. Общие интересы в семье - это разгадывание кроссвордов, обсуждение различных тем, в ходе которых возникают споры. В результате чего у детей развивается самостоятельность, собственные точки зрения. А в качестве развлечения - это зимние виды спорта - лыжи, коньки. Все свободное время с детьми. У мальчика познавательный интерес проявляется в изучении компьютеров. Также он увлекается техникой, спортом. Т.к. родители «учат» их доказывать свою точку зрения, придерживаться своего мнения, то младшая дочь, которая учится в начальной школе, уже хочет стать продавцом. На выбор профессии сына не влияют. Просто дана установка, поступить в Лесопромышленный колледж на бюджетной основе. К советам родителей прислушивается, но относится к ним «прохладно». Т.к. развита самостоятельность, то даже отказывается от репетиторства.

Матвеевы: В семье 3 ребенка. Старший учится в 9 классе, сестра - в начальной школе, младший брат ходит в детский сад. Семья не полная. Мама очень часто меняет место работы. Работает в Кирове, поэтому очень мало времени уделяет детям, их воспитанию, практически ими не занимается. Воспитанием сестры и брата занимается Стас. Общих интересов в семье нет. Увлекается спортом (принимал участие в областных соревнованиях по классической борьбе). Но учеба мальчику дается плохо, поэтому познавательный интерес ни в чем не проявляется. На выбор профессии сына мама не влияет. Мальчик очень самостоятельный.

На II этапе была поставлена цель - формирование интересов, увлечений и направленности личности. Были проведены следующие мероприятия: классный час «Это мои увлечения и интересы», беседа с родителями о сущности познавательного интереса, мероприятия «Мама, папа, я - дружная семья», «Проще простого» (см. приложение №2,3,4,5).

Проводился классный час «Это мои увлечения и интересы» с целью показать широту интересов школьников, заставить ребят задуматься над тем, как их сегодняшние интересы помогут им в будущем, развить познавательную мотивацию, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Детям было интересно рассказывать своим одноклассникам о своих интересах и увлечениях.

Была проведена беседа с родителями о познавательном интересе, в ходе которой было рассказано о самом интересе и его сущности, были даны советы по его развитию у детей. Также обсуждались следующие вопросы: что читают наши дети, что смотрят по телевизору, какую музыку слушают, чем увлекается это поколение, и как родители влияют на развитие интересов.

Беседа с родителями была поучительная, результативная. После нее родители с детьми стали проводить беседы об уроках, просмотренных книгах, стали говорить с ними о музыке, просмотренных фильмах, передачах.

Мероприятие «Мама, папа, я - дружная семья» проводилось с целью: узнать интересы каждой семьи, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга, в чем главную роль сыграла совместная деятельность. Родители и дети остались довольны данным мероприятием, и пожелали, чтобы совместные праздники проходили чаще.

А игра «Проще простого» была проведена для того, чтобы познакомить детей с правилами поведения в различных ситуациях при опоре на их познавательные интересы.

III этап: на этом этапе подводился анализ всех дел, проведенных с родителями и детьми по формированию познавательных интересов у школьников.

Был проведен опрос школьников сельской школы по уровню познавательного интереса после проведенных дел. В анкете было 11 вопросов (см. приложение 6).

Проанализировав данные анкет, были получены следующие результаты:

У 40% опрошенных появились новые интересы, в основном они связаны с компьютерами, компьютерными играми. Некоторые стали увлекаться спортивными играми. Появлению новых увлечений поспособствовали друзья, родители. Дети читают дополнительную литературу, которую они находят в библиотеке, у друзей, покупают родители. Например, читают учебники по информатике, справочники по устройству компьютера, «ходят» в Интернет, т.е. не останавливаются на достигнутом, расширяют свои знания.

За время после проведения последней анкеты, все дети узнали что-то новое, например, о некоторых профессиях, которые их интересовали, о компьютерных программах, некоторые научились пользоваться Интернетом. В основном их интересуют учебные заведения, куда они ездили на дни открытых дверей.

В общем, родители помогают детям в подготовке домашнего задания, беседуют с ними на различные темы, но в основном об учебе, о поступлении. Жаль, конечно, что общих интересов в семье не прибавилось, не появились новые увлечения. Но все дети отметили, что родители стали больше времени уделять им, стали строже, требовательнее.

После поведенных дел снова была составлены характеристики семей, за которыми велось наблюдение, с которыми проводилась работа.

Ворожцовы:

У мальчика появились новые познавательные интересы - это компьютерные игры. Появление данного увлечения поспособствовали родители. То, что его интересует, он узнают по телевизору или через Интернет. Его привлекает информатика, читает самостоятельно дополнительную литературу, учебники. Родители стали больше времени уделять ему, беседовать об учебе.

Хайруллины:

Новых интересов не появилось. Но познавательный интерес проявляется в следующем, мальчик собирает информацию об учебных заведениях города Кирова, в чем ему помогают родители, друзья. Родители чаще стали с ним беседовать об учебе, об экзаменах, о поступлении в учебные заведения.

Матвеевы:

Новых интересов у мальчика не появилось. Мать по-прежнему мало времени уделяет детям. Но стала заботиться об учебе сына, часто беседует с ним об этом. Т.к. предметы даются ему сложно, надо сдавать экзамены, учиться дальше, мальчик стал дополнительно заниматься по некоторым предметам, ходит к репетиторам. Результат, конечно, есть, уровень познавательного интереса повысился. Учителя отмечают, что стал приходить на уроки более подготовленным, стал проявляться интерес к гуманитарным наукам, в частности к истории.

Можно сделать следующие выводы, что проведенная мной работа не прошла бесследно, родители стали больше внимания уделять своим детям, заботиться об их учебе, развивать у них познавательный интерес, расширять кругозор, стали более требовательны к своим детям. Цель моей опытной работы - повысить уровень познавательного интереса - была достигнута. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у 40% детей появились новые интересы, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа школы и семьи по развитию познавательного интереса.

Заключение

Исследование проблемы познавательного интереса и его развития в семье показывает, что изучение этих проблем является актуальным и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.

В ходе работы мы определили, что познавательный интерес - это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности - настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Во-вторых, семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой есть представители разных поколений. Следовательно, вместе существуют различные ценностные ориентации, жизненные позиции, точки зрения, убеждения, потребности, интересы. У ребенка есть возможность сопоставлять, сравнивать, выбирать то, что его больше привлекает, участвовать в совместной деятельности, получать поддержку в реализации своих интересов и помогать другим членам семьи реализовать их интересы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.