Рефераты. Роль семьи в формировании познавательного интереса

· в зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);

· в зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети);

· в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

· в зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучные и неблагополучные - традиционное деление; гармоничные, распадающиеся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные.

Рассмотрим какие же модели семьи имеют место в современном обществе.

Модели:

· традиционная семья - 67%;

· «гражданский брак» - 12%;

· «неполная семья» - 8%;

· ограниченная временем семья (брак заключается на время) - 4%;

· встречающаяся семья (люди зарегистрированы, но живут отдельно) - 3%;

· прерывающийся брак (супруги живут вместе, но допустимы временные разъезды на любой срок) - 3%;

· мусульманская семья (муж обладает правом иметь несколько жен) - 1,5%;

· шведская семья (совместное проживание нескольких мужчин и женщин) - 1,5%.

Понятно, что тип семьи влияет прямо или косвенно на воспитание детей, на формирование познавательного интереса, на физическое, эмоциональное, нравственное развитие.

Именно поэтому существует определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного, т.к. в семье есть большие возможности воспитания через осуществление принципа индивидуального подхода к ребенку в процессе его развития и формирования личности. Стоит отметить, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зарождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль, тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитарных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Если в семье нет гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется. В данном случае нельзя говорить о благополучной семье. А традиционно, хорошая семья - это такая семья, в которой всем ее членам хорошо. В основе чего лежит психологический климат семьи.

Психологический климат семьи

Конфронтация - это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей. Соответственно родители не следят за своими детьми, не воспитывают их, т.к. у каждого из родителей свой взгляд на воспитание. И говорить о развитии каких-либо качеств (нравственных, познавательных, эмоциональных) не имеет места. Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью, родители мало времени уделяют своим детям, их воспитанию, их учебе. Т.е. родители мало внимания обращают своим детям, формированию у них нравственных качеств, познавательного интереса, появлению у них каких-либо увлечений и т.п. В принципе, дети предоставлены сами себе, развита самостоятельность. Оба этих типа отношений отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для таких отношений характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. В таких семьях вырастают умные, доброжелательные, ответственные, одним словом, хорошо воспитанные дети. У них, как правило, много различных увлечений, они многим интересуются, достигают цели, которые перед собой ставят.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Т. е. психологический климат - это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Он неразрывен с идейно-нравственными, познавательными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений семьи.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Но довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. Для благоприятного климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, ответственность и т. д. Показателями этого климата являются: стремление членов семьи проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, вместе путешествовать и т. п.; и добрые отношения с родственниками, друзьями, знакомыми. В таких семьях детям уделяют достаточно времени, пытаются сформировать у детей познавательный интерес к чему-либо, развить какие-либо навыки и т.д., т. е. занимаются их воспитанием. Неблагоприятный же психологический климат ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным, не говоря уже о воспитании детей. И о каком воспитании можно говорить, когда взрослые не могут разрешить даже свои проблемы.

Мы рассмотрели основные функции семьи, какими должны быть отношения в семье и психологический климат и как это все влияет на формирование познавательного интереса. Отсюда можно сделать вывод о том, какие условия нужны для правильного воспитания ребенка, что нужно делать, чтобы у ребенка сформировался познавательный интерес к чему-либо. Ведь сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры, а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

В последнее время возрастает количество неполных семей. В целом ряде исследований делается попытка показать, какое влияние оказывает «неполнота» семьи на развитие личности ребенка, на развитие его эмоционально-волевой, познавательной, нравственной сферы, как в будущем сказывается на выбор профессии.

Т.о. полная семья для воспитания ребенка - великое и трудно заменимое преимущество. Поэтому семья никогда не должна превращаться в неполную по легкомыслию, из-за поверхностных «других интересов», эгоизма и тому подобных причин, которые, как правило, означают лишь инфантильность и незрелость характера. В полных семьях реализуется специфика семейного воспитания. Дети вырастают, как правило, воспитанными, целеустремленными, образованными, всесторонне развитыми.

Глава 2

Анализ опытной работы по формированию познавательного интереса в семье

Опытная работа по формированию познавательного интереса в семье осуществлялась в школе №30 г. Кирова в 10б классе и МОУСОШ с. Бобино в 9 классе.

Опытная работа проводилась в несколько этапов.

I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача - узнать интересы и увлечения родителей и детей в семье. При этом нас интересовали семьи городской и сельской школы. Были проведены анкеты отдельно для детей и отдельно для родителей. Для детей в анкете было 8 вопросов (см. приложение 1), родителям было задано 5 вопросов (см. приложение 1).

Целью проведения анкет было следующее: узнать интересы и увлечения каждой семьи, выяснить уровень их развития у детей, в том числе и познавательного, что предпринимают родители, что бы увлечь чем-либо своих детей, есть ли в семье вообще общие интересы, если их нет, то попытаться выяснить почему; узнать, как члены семьи проводят свободное время, если оно есть. После чего ответы анкет сравнить с данными, полученными после проведенных мероприятий по развитию познавательных интересов.

Данные по городской и сельской школам можно свести в таблицы.

Таблица №1. Мнение школьников об увлечениях и интересах в семье

Количество семей, которые имеют интересы

Увлечения в

свободное время (количество семей)

Семьи, которые имеют общие интересы

Интересы ребенка

Городская

школа

73,91%

69,23%

53,85%

84,62%

Сельская

школа

65,63%

31,25%

50%

75%

Из данной таблицы несложно заметить, что круг интересов детей городской школе шире круга интересов детей сельской школы. Это значит, что в семьях г. Кирова интересы и увлечения более разнообразны, т.к. больше возможности проявить себя, заинтересоваться. В селе нет такого разнообразия учреждений, какие могли бы посещать дети, только музыкальная школа.

Таблица №2. Мнение родителей об увлечениях и интересах в семье

Количество семей, которые имеют интересы

Увлечения в

свободное время (количество семей)

Семьи, которые имеют общие интересы

Интересы ребенка

Городская

Школа

80%

71,43%

57,14%

85,71%

Сельская

школа

76,92%

76,92%

84,66%

69,23%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.