Ветер рвал и трепал деревья; ветер не унимался; волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма; нагонял зловещие космы пепельных облаков.
Наступила осень, такая же сырая и грязная, как и прошлогодняя. На дворе стояло серое, слезливое утро. Темно-серые, точно вымазан-ные, облака всплошную заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску. Каза-лось, не существовало солнца; оно в продол-жение целой недели ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи...
Дождевые капли барабанили в окна с
особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина... Не видно было ни одной физиономии, на кото-рой нельзя было бы прочесть отчаянной скуки. (А. П. Чехов).
Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина.
Время было близко к ночи.
В кабаке дяди Тихона сидела компания извозчиков и богомольцев. Их загнал в кабак осенний ливень и неистовый мокрый ветер, хлеставший по лицам, как плетью. Промокшие И уставшие путники сидели у стен на скамьях и, прислушиваясь к ветру, дремали. На лицах была написана скука. У одного извозчика, малого с рябым, исцарапанным лицом, лежа-ла на коленях мокрая гармонийка: играл и машинально перестал.
Над дверью, вокруг тусклого, засаленного фонарика, летали дождевые брызги. Ветер выл волком, визжал и, видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь. Со двора слышалось фырканье лошадей и шлепанье по грязи. Было сыро и холодно. (А. П. Чехов).
Неистовый мокрый ветер, хлеставший что лицам, как плетью; ветер выл волком, визжал и, видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь.
Текст
По дороге из дома.
Люблю ветер. Больше всего на свете. Как воет ветер! Как стонет ветер! Как может ветер выть и стонать! Как может ветер за себя постоять!
О ветер, ветер! Как стонет в уши! Как выражает живую душу! Что сам не можешь, то может ветер Сказать о жизни на целом свете.
Спасибо, ветер! Твой слышу стон. Как облегчает, как мучит он! Спасибо, ветер! Я слышу, слышу! Я сам покинул родную крышу...
Душа ведь может, как ты, стонать. Но так ли может за себя постоять? Безжизнен, скучен и ровен путь. Но стонет ветер! Не отдохнуть...
(Н. М.Рубцов).
Ветер воет; ветер стонет; ветер может за себя постоять; стонет в уши, выражает живую душу; может ветер сказать о жизни на белом свете; стон (ветра) облегчает и мучит.
Результативность речетворческого осмысления слова значительно повы-шается, если на уроке используются не только произведения художествен-ной литературы, но и произведения живописи, музыки. Они помогают уча-щимся почувствовать живописное и музыкальное значение и звучание слова. Так, в процессе освоения слова ветер предлагаются следующие твор-ческие задания:
* Нарисуйте (словесно) ветер (в лесу, на море, в поле, на лугу и т. д.). Как вы сможете это изобразить?
* Перед вами пейзажи (И. С. Остроухов. «Сиверко»; Н. М. Ромадин. «Ветер на Укш-озере»). Как бы вы назвали эти картины? Обоснуйте свой ответ.
* Представьте себе, что вы композитор. Вас просят подготовить музыкальное со-провождение к тексту 2. Расскажите о созданном вами музыкальном произведе-нии, навеянном данным текстом.
В процессе определения речетворческой глубины и перспективы слова у учащихся рождаются замыслы собст-венных текстов. Таким образом, речетворческое осмысление слова -- это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову свое-му, собственному: «...всякое слово су-ществует для говорящего в трех аспек-тах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чу-жое слово других людей, полное от-звуков чужих высказываний, и, нако-нец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией»[6,71].
Результатом процесса речетворческо-го осмысления слова являются твор-ческие работы учащихся. Приведем некоторые из них.
Танец ветра.
Свежий поток устремлен на меня, Шепчет он тайны, тихо маня. Нежно целует, танцует со мной, Песню заводит, уводит с собой. В край, где мечты поднимаются в небо, В край, где никто никогда прежде не был, В сказку забвенья, в мир новых грез, Будем лететь мы сквозь радугу слез. Кончатся горести, счастье начнется, Прежний же страх никогда не вернется. Черными мысли не будут казаться, Станут мечты потихоньку сбываться.
(Галя 3., Х кл.).
Одиночество, страх, безграничная грусть -- вот что ощущал забытый всеми Ветер-ураган. Он забился в самый темный угол своего до-ма -- огромной угрюмой скалы.
Наступил ясный день, затем ночь, а он все думал, думал... Казалось, грустные призраки окружали его и нашептывали ему: «Ты никому не нужен. Вес тебя боятся и ненавидят». Этот шепот все продолжался и продолжался, как жужжание пчел в улье. Ветру казалось, что его голова сейчас лопнет. От горя и усталости он провалился в глубокий сои без сновидений. Проснулся Ветер от легкого прикосновения. Это была царица Приро-да -- его мать. Она сказала сыну:
-- Лети, сегодня твоя очередь.
-- Нет, нет, я больше не могу, не хочу, не буду! -- закричал Ветер.
-- Ты должен, в этом твоя суть, -- мягко напомнила Природа.
И Ветер, опустив голову, поплелся, но решил больше не вырывать с корнем деревья, не сносить крыши домов. «А что, если я стану легким, буду приносить тепло и радость», -- подумал Ветер. Но как только он подлетал к домам, все говорили: «Уходи, улетай прочь, мы тебя боимся, ты опять все разрушишь. Мы тебе не верим!» И так всюду: «Уходи!!!» Он летел, глотая слезы, горечь, обиду. Он не понимал, почему так, ведь он теперь хороший. Ветер устал, устал от ненужности. Он упал на мягкую траву и зарыдал, как вдруг услышал легкий шепот травы: «Уходи, уходи, мы тебя боимся». Ветер вскочил и понесся вверх, ввысь, к солнцу... и растаял, упав на землю живитель-ным дождем. И все закричали: «Какой теплый, славный дождик, мы его так долго ждали, мы его так любим!» (Юля Т., Х кл.).
2.2. «Рождается внезапная строка...»
Художественная речетворческая личность, будь то личность мастера слова или учащего-ся, способно видеть, слышать, чувствовать глу-боко, тонко, по-особенному. Основными ее ка-чествами являются «эстетическое отношение к жизни, способность вживаться в мир персо-нажа, стать но его позицию, выходя за пределы собственного Я; развитое воображение, наблю-дательность, чуткость к слову и оттенкам зна-чений»[4,87]. Оно обладает ассоциативным мыш-лением, способностями рефлексирования и ре-чевого прогнозирования.
К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия ок-ружающего миро, образуется «подростковая дыра» художественного развития. Такое поло-жение во многом объясняется тем, что форми-рованию образного мышления должного вни-мания не уделяется. В известной мере это из-винительно, поскольку и время, и решение ди-дактических задач сознательно-коммуникатив-ного обучения не дают пока возможности де-лать это но уроках русского языка постоянно и целенаправленно. В какой-то степени художе-ственное речетворчество реализуется в напи-сании учащимися сочинений и изложений, но си-стемно (но специальных занятиях) оно может быть представлено в настоящее время либо в клас-сах с углубленным изучением русского языка, либо во внеклассной работе, в частности в круж-ках русского языка. Далее приводятся некото-рые такие занятия (речетворческие тренинги) с образцами выполнения заданий.
Предлагаемые речетворческие тренинги строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыки и соотно-сятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам.
Материал отбирается с учетом его способ-ности стимулировать художественное речет-ворчество учащихся.
Тренинг: СОЗДАЙТЕ КОНТЕКСТ ПО ОБРАЗНОМУ СРЕДСТВУ
На этом занятии учащиеся должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный художественный текст, например: слезливое утро (А. Ч е х о в);стеклянные кустарники (И. Бунин); белое поле ржи (Л.Андреев); пьяный ветер (В. Набоков); бьются зори ог-ненным крылом (М. Волошин); зна-комые шаги, любопытное солнце, задум-чивая дверь (А. Блок); луна скользит блином в сметане, жгучий взгляд под-снежников (Б. Пастернак); взбал-мошная луна, журавлиная тоска сентяб-ря (С. Есенин).
Активизировать образное мышление учащихся при выполнении этих зада-ний призвано авторское образное средство, к пониманию которого можно прийти, либо вернув его в ав-торский текст, либо создав свой.
Вернуть образное средство автору несложно. Для этого достаточно вы-яснить, из какого произведения ав-тора взято это средство. А вот создать свой художественный текст на осно-ве авторского образного средства -- задача уже речетворческая. Именно такое творческое задание учащимся и предлагается.
Приведем выполнение задания с образным словосочетанием А. Блока любопытное солнце.
«Утро. Ты рассеиваешь сонный, тяже-лый туман у земли, у подножия гор. Слов-но новый мостик по затушеванному не-бу -- одна полоса, две... Перескакиваешь на деревья, скользишь по стволам золо-той белкой. Оттуда по-детски ползешь меж зеленеющих с новой силой лугов и полей, будишь кашки, пастушью сумку, кучку васильков у муравейника, муравь-ев. Услышав плеск воды, ты, как на зов матери, несешься к нему, улыбаешься... Вот эта маленькая ложбинка, наполнен-ная сладким напевным шепотом... Ты под-крадываешься, почти ползком, чтоб не заметила, и, подождав мгновение, осве-щаешь все ее подводное сердце своим лу-чистым смехом! Я пришел! Это я, я... Те-перь, когда ты знаешь, что я здесь, мне можно полететь дальше. Всплеск участил-ся, и, оставив несколько «зайчиков», ты засветил дальше... Ложбинка искрилась, пыталась догнать неугомонных «зайцев» и думала: «До чего же быстрое (нет, не угнаться), до чего же игривое и любопыт-ное солнце!» И в подтверждение её мыс-лям вдалеке послышались крики перепу-ганных внезапным пробуждением птиц... -- голоса далеких гор, голоса ветра...»
ХУДОЖНИК
Следующие упражнения связаны с умением вербально передавать зри-тельные впечатления.
Я и художник.
Опишите картину
.Назовите картину. Сравните свое название с авторским.
В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?
В данном типе тренингов механизм образного мышления учащихся дол-жны включить произведения изобра-зительного искусства: картины, гра-вюры, рисунки и т. д.
Например, ребятам предлагается рассмотреть картину И. Э. Грабаря «Груши». Они дают ей свои названия:
«Бабушкин натюрморт», «Первый урожай», «Золотая осень», «Деревен-ские радости», «Грушево-яблочный десерт», «Фрукты».
Картина рождает у учащегося замы-сел, который затем воплощается в ху-дожественном тексте.
Деревенские радости
«Лето... Зеленые коленки малышей. Пе-ние половиц в дачном домике. Лепестки ромашек на подоконнике. Запах яблочно-го пирога. Топится баня. Запах березового веника. Скрипит телега. Гуси чинно вы-шагивают по мягкой зеленой травке. Звук падающего в колодец ведра. Тихо. Еще тише. Слипаются глаза. Засыпают даже на-зойливые мухи».
Я -- художник.
Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет, натюр-морт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7