3. Условия, обеспечивающие технологическую сторону процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ: целеполагание; отбор и построение содержания; выбор средств, методов и форм организации обучения; организация контроля и обратной связи; рефлексия.
Указанные условия реализовывались нами при разработке спецкурса и проведении обучающих занятий по развитию умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
Дидактическая система включала следующие структурные компоненты: педагогическую цель, содержание курса, систему тренинговых упражнений, субъектов образовательного процесса. При создании и осуществлении программы мы учитывали как традиционные дидактические принципы (систематичность и последовательность воспитания и обучения; постепенность усложнения материала и др.), современные педагогические принципы (гуманизация обучения и воспитания; широкое использование разнообразных методов и приемов; комплексный подход к обучению и др.), так и андрагогические принципы (самостоятельности, кооперативности и др.).В качестве дидактических задач технологии развития умений декодирования невербальной информации мы выделили: развитие профессионально зна-чимых навыков по использованию средств невербальной коммуникации при организации учебно - воспитательного процесса в школе; развитие педагогической компетентности; развитие культуры педагогического общения.
При обучении учителей общеобразовательных школ декодированию невербальной информации нами была использована в качестве дидактической технологии тренинговая технология, включающая совокупность методов и приемов: упражнения (разминочные, этюдные), элементы ролевой игры, деловую игру, анализ педагогической ситуации, моделирование педагогической ситуации, дискуссии, «круглый стол», метод «культурный ассимилятор». В качестве вспомогательных приемов мы использовали ведение дневниковых записей, заполнение анкет «Обратная связь».
На основе проведенного исследования нами были сформированы экспериментальные группы. В экспериментальных группах обучение велось по программе нашего спецкурса с использованием методов активного обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы с учетом вывяленных противоречий, и на основе констатирующего и формирующего экспериментов проводился контрольный срезовый эксперимент. Его цель состояла в получении объективной оценки уровней развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ после завершения формирующего эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе значительно сократилось количество респондентов с низким уровнем развития умений декодирования и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем. Положительные изменения позволяют говорить о повышении уровня развития умений декодирования у учителей общеобразовательных школ (см. табл. 2)
Таблица 2
Динамика повышения уровня развития умений декодирования невербальной информации
Уровни
Экспериментальная группа (ЭГ)
Контрольная группа (КГ)
Констатирующий этап
Контрольный этап
Чел.
%
Высокий
(3)
2
6,6
10
33,3
Средний
(2)
8
26,7
15
50
13
43,3
Низкий
(1)
20
66,7
5
16,7
18
60
Представим также диаграмму, в которой отражаются происшедшие изменения.
Диаграмма
1 - констатирующий этап ЭГ; 2 - контрольный этап ЭГ; 3 - констатирующий этап КГ; 4 - контрольный этап КГ
Таким образом, количественные показатели контрольного среза у респондентов, участвующих в экспериментальной группе, позволили определить, что высокий уровень развития умений декодирования составил 33,3%, средний 50%, низкий - 5 %.
Количественные показатели контрольного среза у респондентов, не участвующих в экспериментальной работе показал, что высокий уровень диагностирован у 6,%, средний - у 43,4%, низкий - у 50% относительно респондентов, включенных в эксперимент.
Полученные данные свидетельствуют, что влияние спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации у педагогов» на конец эксперимента проявилось в развитии умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
В заключении изложены научные результаты проведенного исследования и даны практические рекомендации.
ВЫВОДЫ
1. В ходе диссертационного исследования проведен научно - теоретический анализ современного состояния проблемы использования декодируемой невербальной информации учителями общеобразовательных школ в процессе педагогического общения. Умения декодирования невербальной информации представлены как составляющие компоненты невербальной компетентности педагогов, входящей, в свою очередь, в состав педагогической компетентности.
2. Разработана дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ - специальный курс «Развитие умений декодирования невербальной информации у практикующих педагогов общеобразовательных учреждений».
3. Определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития умений декодирования невербальной информации: условия, детерминирующие готовность учителя к развитию умений декодирования невербальной информации; обеспечивающие субъект-субъектные отношения в процессе обучения; обеспечивающие технологическую сторону процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
4. Представлен и апробирован комплекс диагностических методик, позволяющих выявить сформированность умений декодирования невербальной информации. Определены критерии и уровни сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Учебные пособия
1. Бакунова, И.В., Долгошеева, О.И., Кобзарева, И.И., Шальнева, Н.Л., Эм, Е.А. Психология человека: Учебная программа и методические рекомендации/И.В. Бакунова, О.И. Долгошеева, И.И. Кобзарева, Е.А. Эм. - Ставрополь: Изд-во СГУ,1999. - 96 с.
2. Бакунова, И.В., Кобзарева, И.И., Макадей, Л.И., Шальнева, Н.Л., Эм, Е.А. Возрастная психология: Практикум/И.В. Бакунова, И.И. Кобзарева, Н.Л. Шальнева, Е.А. Эм. - Ставрополь: Изд-во СГУ,2002. - 56 с.
3. Эм, Е.А. Развитие умений декодирования невербальной информации у практикующих педагогов общеобразовательных учреждений: Учебная программа и методические рекомендации к спецкурсу/Е.А. Эм. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 46 с.
Статьи и тезисы
4. Эм, Е.А., Кобзарева, И.И. Тренинг как одна из инновационных форм обучения студентов/ Е.А. Эм, И.И. Кобзарева//Инновационные процессы в высшей школе: Материалы V Всероссийской научно - практической конференции. - Краснодар,1999. - С.11-12.
5. Эм, Е.А. К вопросу об этнопсихологических исследованиях невербальных средств общения/Е.А. Эм//Университетская наука - региону: Материалы 49 научно-практической конференции. - Ставрополь, 2004. - С. 105-106.
6. Эм, Е.А. Обучение навыкам декодирования невербальной информации в системе подготовки специалиста по оздоровительной работе с населением/Е.А. Эм// Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк,2004. - С. 152-153.
7. Эм, Е.А. Проблемы обучения навыкам невербального общения в образовании взрослых/Е.А. Эм// Постдипломное образование: проблемы, поиски, перспективы: Материалы V Международной конференции кафедры педагогики и андрагогики. - Санкт-Петербург,2004. - с.136-137.
8. Эм, Е.А. Тренинговые технологии при обучении педагогов декодированию невербальной информации/Е.А. Эм//Значение прикладной психологии в новейшей истории России: Материалы Всероссийской научной интернет - конференции. - Ставрополь, 2005. - С.112-113.
9. Эм, Е.А. Повышение качества образования будущих педагогов в вузе как приоритетное направление модернизации образовательного процесса в вузе/Е.А. Эм// Личность: культура и образование: Материалы 50 научно-практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 95-96.
10. Эм, Е.А. К вопросу о профессиональной компетентности/Е.А. Эм// Управление качеством образования: Материалы 50 научно-практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 43-44.
Страницы: 1, 2, 3, 4