Рефераты. Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

В своем анализе методов обучения декодированию невербальной информации мы исходили из общих условий, которые определяют выбор метода обучения: закономерности и принципы обучения; содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности; цели и задачи обучения; учебные возможности обучающихся и др.

На наш взгляд, при выборе метода обучения декодированию невербальной информации необходимо учитывать и то, что в разрезе проводимого нами исследования, мы говорим об организации обучения с взрослым человеком. С учетом особенностей развития взрослого (закономерности протекания когнитивных процессов, динамика эмоционально - потребностной сферы) при выборе наиболее эффективной обучающей технологии мы должны учитывать и андрогогической аспект.

Для исследования по этому направлению обучения декодированию невербальной информации учителей, мы использовали сравнительную характеристику двух моделей обучения - педагогической и андрагогической, - которая приведена в работах зарубежных и отечественных специалистов (П.А. Бавиной, Т.Г. Браже, С.Л. Братченко, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.П. Панфиловой, М.Ш. Ноулза, Дж. Равенна и др.). На основе андрагогической модели обучения возможно выделение принципов обучения взрослых ( самостоятельности; кооперативности; рефлексивности; инновационности; элективности; опоры на опыт; индивидуализации обучения; контекстности обучения; актуализации результатов обучения; развития образовательных потребностей).

Данный перечень характеристик мы использовали как «систему координат» при подборе дидактической технологии развития умений декодировании невербальной информации.

Исходя из вышеперечисленных позиций (особенности декодирования невербальной информации, андрогогические составляющие и т.д.), одним из эффективных путей решения задачи обучения декодированию невербальной информации является внедрение методов активного обучения. Практика российской и зарубежной педагогики располагает широким спектром методов обучения, обеспечивающий интерактивный режим личностного взаимодействия обучающихся. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Рабальского, А.М. Смолкина, И.М. Сыроежина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.

При обучении декодированию невербальной информации исследователями используется широкий спектр методов: неимитационные методы (дискуссии, разбор казусов из практики) и имитационные методы (ролевые игры, танцевальная терапия, видеозапись, драматизация и др.).

С учетом изложенных особенностей и принципов андрагогической модели обучения наиболее адекватными с андрагогической точки зрения также выступают активные и интерактивные методы обучения (игры, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, тренинги) и групповые формы работы.

Следовательно, для обучения декодированию невербальной информации учителей с целью совершенствования профессиональной компетентности, составляющим компонентом которой выступает «невербальная компетентность», одной из наиболее адекватных технологий выступает интерактивная технология.

В третьей главе «Экспериментальное исследование умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ» представлена дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; уточнены и дополнены педагогические условия развития умений декодирования; представлены методики изучения и развития умений декодирования невербальной информации.

Экспериментальная часть исследования была организована в общеобразовательных школах г. Ставрополя. Настоящее исследование было проведено среди учителей общеобразовательных школ. Общее количество испытуемых составило 650 человек. Возрастной диапазон обследуемых составил 25-45 лет. Гендерный состав: женщины.

Опытно - экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов. На констатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с изучением состояния исследуемой нами проблемы в практике организации специального обучения умениям декодирования невербальной информации учителей общеобразовательных школ; обоснованием состава умений декодирования невербальной информации; выявлением уровней их сформированности; комплектованием групп; выявлением педагогических условий развития умений декодирования невербальной информации; разработкой программы формирующего эксперимента.

С целью реализации задач исследовательской работы на стадии формирующего эксперимента нами были апробированы следующие методики на определение уровня развития умений декодирования невербальной информации: «Методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения» (В.А. Лабунская), тест «Лицевые маски» (Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкина), «Методика свободной семантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунская), опросник «Невербальные характеристики общения» (В.А. Лабунская), методика составления невербального портрета (Л.Ю. Субботина), методика соотнесения графического эталона с изображением эмоционального состояния человека, опросник «Социально-психологические особенности субъекта общения» (В.А. Лабунская), анкета «Самооценка жестикуляции учителя на уроке» (Е.А. Петрова), методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде (А.А. Кроник). Данные методики позволили исследовать различные аспекты уровня сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ. Полученные результаты фиксировались и использовались для оценки изменений и повторного исследования динамики показателей.

Для оценки результативности проводимой работы по развитию умений декодирования невербальной информации, мы разработали критерии, позволяющие оценить сформированность умений декодирования невербальной информации. Критериями развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ явились: адекватная оценка эмоциональной экспрессии лица; адекватное оценивание невербальных элементов (мимики, жестов, позы); адекватная оценка индивидуального невербального поведения; адекватная оценка отношений и взаимоотношений людей на основе проксемических параметров; адекватность понимания невербального поведения посредством установления связей между вербальным и невербальным поведением человека; адекватность понимания посредством «регуляции» отношений в диаде, группе в эмоционально-отрицательную сторону; адекватность понимания посредством «регуляции» отношений в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону; адекватность понимания отношений, взаимоотношений людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа). С целью унификации полученных данных первичные оценки корректировались по двадцатибальной шкале. Максимально возможный показатель сформированности того или иного параметра (критерия) развития умений декодирования невербальной информации составил двадцать баллов. Следовательно, максимально возможное количество баллов, которое может набрать исследуемый - сто шестьдесят баллов. Таким образом, низкий уровень развития умений декодирования невербальной информации располагается в диапазоне от 60 до 80; средний уровень составляет количественную характеристику 79 -119; высокий уровень - 120 -160.

Рассмотрим содержательную характеристику уровней развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности умений декодирования невербальной информации

Уровни

Характеристика уровней (критерии)

Высокий

Этот уровень характеризуется адекватными представлениями о невербальных составляющих педагогического общения; сформированностью прямых психологических значений невербальных элементов; успешностью установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения человека; адекватностью оценки индивидуального невербального поведения; успешностью оценивания отношений и взаимоотношений людей на основе проксемических и такесических параметров; успешно устанавливают связь между вербальным и невербальным поведением человека; способны регулировать отношения в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону (разрешать конфликт) и эмоционально - отрицательную сторону с использованием невербальных средств общения.

Средний

Данный уровень характеризуется относительной фрагментарностью представлений о невербальных составляющих педагогического общения: в большинстве случаев не сформировано прямое психологическое значение невербальных элементов; отмечается снижение успешности установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения человека; адекватность оценки индивидуального невербального поведения снижена; испытывают затруднения при оценке тактильных невербальных средств; анализ типа отношений, социального статуса в диаде, группе через проксемические переменные обнаруживает частичную представленность о социальном статусе и типе отношений. При установлении связи между вербальным и невербальным поведением человека испытывают некоторые затруднения. Урегулирование отношений в диаде, группе с использованием невербальных средств общения осуществляют с некоторым затруднением. Относительно хорошо распознают невербальные признаки, влияющие на обострение конфликтной ситуации.

Исходя из общих показателей уровня развития умений декодирования невербальной информации в соответствии с выбранными критериями 77 процентов (500 человек) обследованных учителей общеобразовательных школ г. Ставрополя были отнесены к низкому уровню, соответственно 17,8 процентов (116 человек) - к среднему. И только у 5,2 процентов (34 человека) уровень развития умений декодирования невербальной информации был диагностирован как высокий.

Результаты исследования показывают недостаточный уровень сформированности умений декодирования невербальной информации. Реализация целей и задач исследования привела к необходимости создания программы спецкурса, предназначенной для развития умений декодирования невербальной информации.

Изучение особенностей развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ позволил нам уточнить, существенно дополнить, систематизировать педагогические условия, выделенные исследователями и определить совокупность педагогических условий развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ. К таковым мы отнесли:

1. Условия, детерминирующие готовность вузовского педагога к развитию умений декодирования невербальной информации: учет личностных особенностей самого педагога, развитость его профессионального потенциала; осуществление целенаправленной рефлексии педагогической деятельности; систематическое самосовершенствование во взаимосвязи его теоретической и практической составляющих.

2. Условия, обеспечивающие субъект-субъектные отношения в процессе обучения: поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе; реализация сотрудничества в образовательном процессе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.