Рефераты. Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Второй этап (2002-2004) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Опытно-экспериментальная часть работы сопровождалась психолого-педагогическими методами исследования, отрабатывалась программа исследования, анализировался и систематизировался полученный материал. На этом этапе исследования уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

Третий этап (2004-2005) - заключительно-обобщающий. На этом этапе проводилась обработка и обобщение полученных теоретических и экспериментальных данных, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования. Осуществлялось оформление рукописи диссертации.

База исследования. Основная опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Исследованием были охвачены учителя общеобразовательных школ г. Ставрополя - всего 650 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые невербальные средства общения исследованы как составная часть педагогической компетентности и как средство развития коммуникативных умений педагога; уточнена сущность и объем понятий «умения декодирования невербальной информации», «невербальная компетентность»; выявлены уровни сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; определены дидактические возможности развития умений декодирования невербальной информации как составной части педагогической компетентности; разработана и теоретически обоснована дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе андрагогической модели обучения (А.А. Андреев, С.И. Змеев, Г.А. Ильин, М. Махлин, М.Ш. Ноулз и др.)

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена и обоснована специфика процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе использования интерактивных методов с учетом общепедагогической и андрогогической модели обучения; подвергнуты сопоставительному историческому и научно-теоретическому анализу понятия «невербальное общение», «невербальные средства общения», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», «невербальная интеракция», «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность»; разработана программа развития умений декодирования невербальной информации у педагогов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактической технологии развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; выделении критериев для определения уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; выделении уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; определении и экспериментальной проверке условий эффективной реализации дидактической модели развития умений декодирования невербальной информации; разработке спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации у педагогов» Сформированные в диссертации положения могут использоваться в управлении учебным процессом в школе; способствовать повышению качества образования в общеобразовательной школе; материалы и разработанный спецкурс могут успешно применяться при обучении педагогов в системе институтов повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решению проблемы; методологической обоснованностью и логичностью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.

На защиту выносятся:

1. Для эффективной организации процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ, необходима разработка специального курса, содержащего в себе общие сведения о невербальных средствах общения и процессах декодирования невербальной информации; особенностях процесса декодирования невербальной информации в практике организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; этнокультурных особенностях декодирования невербальных средств общения при организации учебно-воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного региона.

2. Профессионально-педагогическая поддержка учителей общеобразовательных школ, основываясь на комплексе диагностических методик, позволяет реализовать оптимальный мониторинг процесса формирования постдипломной характеристики специалиста, индивидуализировать рекуррентное обучение в условиях модернизации образования.

3. Изучение особенностей развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ позволяет уточнить и существенно дополнить следующие педагогические условия: готовность педагога к развитию умений декодирования невербальной информации; обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучения; осмысление технологической стороны процесса развития умений декодирования у учителей общеобразовательных школ.

4. Функционирование целостного процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ тесно связано с определением содержания, критериев и уровней этого процесса; разработкой межпредметных культурологических модулей, раскрывающих дидактические требования, необходимые для развития невербальной компетентности.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные выводы и положения диссертационного исследования апробировались на научно-практических конференциях различного уровня: Четвертой международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики «Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы» (Санкт - Петербург, 2004); Пятой Всероссийской научно - практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 1999); Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (Липецк, 2004); Всероссийской научной интернет - конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005); на региональных конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004; 2005) и «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2005).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Диссертационное исследование изложено на 191 страницах. Список литературы включает 165 источника, в том числе 155 - отечественных авторов, 10- зарубежных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы и значимость исследуемой проблемы, указаны объект, предмет, гипотеза, формулируются цель и задачи, методы и методологическая база исследования, характеризуются этапы работы, излагаются положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы развития умений декодирования невербальной информации как важной составной части педагогической компетентности» рассмотрен понятийный аппарат исследования; выявлены основные направления модернизации общего образования; компетентностный подход рассмотрен как направление модернизации российского образования; умения декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ представлены как важная составная часть педагогической компетентности; рассмотрены и теоретически обоснованы дидактические возможности невербальных средств педагогического общения.

Вопрос профессиональной компетенции был актуален для всех исторических эпох. Профессиональная компетенция является предметом пристального внимания и современных исследователей (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Т.Д. Адронова, В.В. Буткевич, Ю.Ц. Варданян, В.Г. Воронцова, Г.Д. Воронцов, В.В. Грачева, Л.С. Подымова, Н.Ф. Радионовой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, Г.М. Храмова и др)

Исследователи данной проблемы подчеркивают определенную целостность этого понятия, отмечают, что компетентность превращается в ключевой ресурс, благодаря которому человек может развивать свое конкурентное преимущество, сделать его более устойчивым, что особенно важно в современной российской реалии (Н.А. Войнова, А.В. Войнов, В.А.Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.). Именно поэтому в условиях модернизации образовательного процесса повышение качества образования тесным образом связано с понятием «компетентности» педагога. Составной частью педагогической компетентности, на наш взгляд, выступает и так называемая «невербальная компетентность» педагога - интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний о психосемантике невербальных средств общения и способах кодирования невербальной информации (под «невербальной информацией» мы понимаем круг явлений, относящихся, прежде всего, к сфере выразительного поведения человека.); умений и навыков адекватной интерпретации (декодирования) невербальных феноменов во всем их многообразии (с точки зрения коммуникации, интеракции, перцепции). Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. По невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые всегда многозначны. Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам: оптическому; акустическому; тактильному; ольфакторному.

Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми, даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Сообразно с этим, повышение качества образования, являясь приоритетным направлением в условиях модернизации образовательного процесса в школе, предполагает приобретение профессиональной компетентности, составляющим компонентом которой является и компетентность в невербальном общении (невербальная компетентность).

Во второй главе «Педагогические условия развития умений декодирования невербальной информации средствами вариативных форм обучения» дается анализ методов обучения декодированию невербальной информации в современной педагогической практике; раскрываются основные предпосылки развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.

О необходимости специального обучения декодированию невербальной информации говорил еще А.С. Макаренко, отмечая, что «актуальной является проблема наибольшего развития способности распознавать психические состояния воспитуемых посредством визуального наблюдения», «нужно уметь читать на человеческом лице…, и это чтение может быть описано в специальном курсе»

Современные исследователи также отмечают необходимость специально организованного обучения умениям декодирования невербальной информации (Н.М. Гаджиева, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Кислинская, В.В. Кочетков, В.А. Кузнецова, В.А. Лабунская, Н.Н. Никитина и др.). Так, Ю.Н. Емельянов отмечает, что «обучение кодированию и декодированию невербальных сообщений составляет одну из основных методических задач»

Однако обучение декодированию невербальной информации представляет определенную трудность. В этой связи встает проблема отбора и использования таких методов, технологий и форм, которые бы повысили качество процессов обучения, сделали бы их более производительными, действенными и плодотворными. Для решения этой задачи необходимо отобрать, объединить и интегрировать в одну взаимосвязанную систему существующие методы эффективного обучения, разработать модель реализации компетентностного подхода.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.