Специальные психологические исследования и наблюдения учи-телей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развер-нута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсут-ствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых прос-тых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.
Речевое развитие является важнейшим аспектом обще-го психического развития в детском возрасте. Речь нераз-рывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возмож-ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овла-дение им письменной речью, ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [15,c.128]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обу-чаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связ-но, систематически, продуманно, - строить и свою уст-ную речь.
Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты - логопеды.
Таблица 1. Результаты исследования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6