- сельская школа - Алена, Наталья, Юрий;
- городская школа - Андрей, Илья, Влад, Виктор, Карина, Татьяна.
У данных учащихся выделяются особенности познавательной сферы: ниже среднего уровень осведомленности, словарного запаса. Кроме этого, дети испытывают затруднения в отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся к статусной категории отвергаемых.
Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.
У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания.
При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют дошкольную позицию.
У некоторы испытуемых группы дезадаптированных на рисунках прослеживается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе.
Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в сельской и городской школах.
В рабочей гипотезе мы предполагали выявить то, что процесс адаптации в городской и сельских школах не имеет различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.
В результате сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики выдвинутая гипотеза была подтверждена. Нами было выявлено:
1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности. В сельской школе эти показатели несколько ниже чем в городской;
2) у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в экспериментальной, и в контрольной группах выявлены дети с дошкольной позицией;
3) выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры, отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование отдельных групп в обеих школах;
4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.
В выделенных нами группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют дошкольную позицию. У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они испытывают тревогу по отношению к школе.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное отношение к учению. Результаты проведенного исследования доказывают, что и в сельской, и в городской школах у детей в равной степени сформированы и познавательная, и коммуникативная, и личностная сферы, которые способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхода.
Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться первоклассников.
Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.
Исследование мотивационной готовности к школьному обучению. Модифицированный вариант беседы (Н.Г. Лусканова), [10].
Вопросы:
1. Представь себе, что сегодня мама вдруг скажет: Ребенок, ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь? Что ты ответишь маме?
2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушала тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь… Чтобы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие в школе?
3. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже 7 (6) лет, но он не ходит в первый класс. Он тебя спрашивает: Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу? Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил каждый день в школу, а наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?
5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы. Как по-твоему будет лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?
6. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка. А в школе Б все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю.
7. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя, делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: Сегодня, Миша, (называется имя ребенка) учился очень хорошо, даже хочу наградить его за это. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнале поставить? Чтобы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?
Ответы на каждый из вопросов оцениваются как школьные или дошкольные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7