Рефераты. Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ

- сельская школа - Алена, Наталья, Юрий;

- городская школа - Андрей, Илья, Влад, Виктор, Карина, Татьяна.

У данных учащихся выделяются особенности познавательной сферы: ниже среднего уровень осведомленности, словарного запаса. Кроме этого, дети испытывают затруднения в отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся к статусной категории отвергаемых.

Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.

У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания.

При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют дошкольную позицию.

У некоторы испытуемых группы дезадаптированных на рисунках прослеживается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе.

Выводы

Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в сельской и городской школах.

В рабочей гипотезе мы предполагали выявить то, что процесс адаптации в городской и сельских школах не имеет различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.

В результате сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики выдвинутая гипотеза была подтверждена. Нами было выявлено:

1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности. В сельской школе эти показатели несколько ниже чем в городской;

2) у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в экспериментальной, и в контрольной группах выявлены дети с дошкольной позицией;

3) выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры, отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование отдельных групп в обеих школах;

4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;

5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.

В выделенных нами группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют дошкольную позицию. У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они испытывают тревогу по отношению к школе.

Заключение

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное отношение к учению. Результаты проведенного исследования доказывают, что и в сельской, и в городской школах у детей в равной степени сформированы и познавательная, и коммуникативная, и личностная сферы, которые способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхода.

Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться первоклассников.

Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Правещение, 2000. - 624 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. в 2-х томах, - М.: Педагогика, 1989.

3. Баркай А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе - Ж. Вопросы психологии. № 4, 1987 - 8-10 с.

4. Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание. - М., 1986 - 323 с.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. - Ж. Дефектология № 2, 2001 - С. 89-96.

6. Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. - Л.: Нева, 1972 - 147 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984, 432 с.

8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. - М.: изд-во МГОПУ, 1995 - 116с.

9. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М., 1975 - 365 с.

10. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр Социальное здоровье России, 1993 -127 с.

11. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой - М.: Педагогика, 1973 - 176 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. - 3 е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997 - 175 с.

13. Колмыков В.Н. Диагностика уровня мышления первоклассников. - Воронеж. Изд-во ВОИПКРО, 1999 - 53 с.

14. Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 1985 - 145 с.

15. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. - Ж. Школьный психолог, № 9, 2001 - 8-9 с.

16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика 1992 - 160 с.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: сфера, 1998 - 240 с.

18. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под ред. Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. - М.: Просвещение. - 1986 - 150 с.

19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1989 - 560 с.

20. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М. 1989 - 346 с.

21. Практическая психодиагностика. Под ред. Райгородского. - С.: изд. дом БАХ РАХ, 1998 - 669 с.

22. Психология развивающейся личности. М., 1987 -243 с.

23. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова В.В. м., 1989 - 210 с.

24. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

25. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов Н/Д: Феникс, 1999 - 576 с.

26. Стоунс С. Психопедагогика. М.: Просвещение, 1984 - 245 с.

27. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учеб. для жд училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997 - 384 с.

28. Соколова Е.М. Проективные методы исследования. МГУ, 1980 - 140 с.

29. Сомько А., Каффива Ю. Введение в школьную жизнь. Программа адаптационных занятий для первоклассников. Ж. Школный психолог. Приложение к газ. Первое сентября. - 1999, № 2 - 8-9 с.

30. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Ж. Начальная школа - 1996, № 7 - 14-16 с.

31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих. труды М., 1987 -416 с.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. М., Учпедгиз., 1960-328 с.

33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред. Лебединского В.В., Никольской О.С. М.: Просвещение, 1990 - 342 с.

Приложение 3

Исследование мотивационной готовности к школьному обучению. Модифицированный вариант беседы (Н.Г. Лусканова), [10].

Вопросы:

1. Представь себе, что сегодня мама вдруг скажет: Ребенок, ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь? Что ты ответишь маме?

2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушала тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь… Чтобы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие в школе?

3. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже 7 (6) лет, но он не ходит в первый класс. Он тебя спрашивает: Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу? Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил каждый день в школу, а наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?

5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы. Как по-твоему будет лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

6. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка. А в школе Б все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю.

7. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя, делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: Сегодня, Миша, (называется имя ребенка) учился очень хорошо, даже хочу наградить его за это. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнале поставить? Чтобы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

Ответы на каждый из вопросов оцениваются как школьные или дошкольные.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.