Рефераты. Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ

Среди взрослых, с которыми дети общаются в школе, предпочтение отдаются классной руководительнице, психологу. Конфликтная ситуация прослеживается в отношениях с учителем музыки.

По материалам исследования круга общения в сельской школе были получены следующие результаты (см. приложение таблица № 8): выявлены лидеры Александр, Елена; среди отвергаемых выделяются Юрий, Мария, что подтверждает результаты социометрического опроса.

Среди предпочитаемых взрослых прослеживается тенденция предпочтения классного руководителя и учителя физической культуры. Конфликтная ситуация прослеживается с учителем музыки.

Анализируя результаты исследования, полученные при проведении методики Мой круг общения, можно сделать заключение о том, что показатели совпадают с результатами социометрического опроса, т.е. выявляются те же лидеры, отвергаемые, изолированные. Прослеживается тенденция формирования отдельных групп.

В городской и сельских школах проявляются конфликтные взаимоотношения с учителями. Вполне благоприятные отношения сложились с классным руководителем, что играет важную роль при адаптации младших школьников в первоначальный период обучения.

Итак, к середине учебного года в исследуемых группах сформировалась различная иерархия отношений между учениками, учителями и учениками, в результате чего можно сделать выводы об их социально-психологическом взаимоотношении друг на друга, о совместности членов конкретных групп.

По результатам исследования ценностных ориентаций методом Самооценка были получены следующие результаты:

экспериментальная группа

- завышенная самооценка по всем показателям наблюдается у семи учащихся из 18, что является показателем идеализирования образа своей личности и возможностей, преувеличения своей ценности для окружающих. Прогностическая оценка, характеризующая уровень притязаний также нереалистична завышена, что свидетельствует о переоценке своих возможностей и способностей;

- оценка выше среднего прослеживается у 3 испытуемых но уровень притязания у этих детей реалистичный, что является показателем того, что дети стремятся к самосовершенствованию, к достижению поставленных целей;

- адекватная самооценка прослеживается у 4 детей из 18, что является показателем правильности соотнесения своих возможностей и способностей, они достаточно критически относятся к себе, стараются не переоценить себя. Но у этих 4 испытуемых у 2 наблюдается низкая прогностическая оценка, что свидетельствует о том, что дети в какой-то степени избегают социальной активности, трудных для ее целей;

- самооценка ниже среднего у четырех членов данной группы, это дети неуверенные в себе, робкие, не могут реализовать свои способности, критичны к себе и к другим. У них прослеживается низкий уровень притязаний.

Таким образом, по классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, что может свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатам социометрического опроса они относятся к статусной категории отверженных и изолированных.

При анализе результатов исследования самооценки в контрольной группе, были получены следующие показатели:

- завышенная самооценка появляется у 14 учащихся из 28, но уровень притязаний находится на 2-3 ступени ниже, что может свидетельствовать о преувеличении своих возможностей, низком уровне критичности; при этом не переоценивают свои способности, не ставят перед собой трудных задач и целей;

- средняя оценка прослеживается у 10 учащихся, при этом уровень притязания на 2-3 ступени выше среднего, что является показателем того, что дети правильно оценивают свои возможности и способности, достаточно критично относятся к себе, стремятся к самосовершенствованию;

- низкая самооценка и несколько сниженный уровень притязаний выявлены у 4 детей, что может свидетельствовать о неуверенности в своих силах, робости, невозможности реализовать свои возможности, неспособности ставить перед собой цели и задачи.

Кроме этого, двое испытуемых с завышенной самооценкой и одним с низкой по результатам социометрического опроса являются отвергаемыми.

Сравнивая результаты, полученные в двух группах, можно сделать выводы о том, что отмечается тенденция к завышению самооценки и уровня притязания. Что свидетельствует о том, что дети не реально оценивают свои возможности и способности.

Выявленные дети с адекватной самооценкой, что является показателем достаточной критичности к себе, стремления к самосовершенствованию, об этом свидетельствуют уровень притязаний (выше среднего).

В результате анализа показателей низкой самооценки, выявляются некоторые из этих детей, относятся к статусной категории отвергаемых.

Для исследования мотивационной готовности к школьному обучению использовался модифицированный вариант беседы [10], состоящий из вопросов, подразделяющихся на школьные и дошкольные.

В результате у 13 учащихся из 15 в экспериментальной группе выявлено:

- наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения);

- ориентация на новое собственно школьное содержание занятий;

- ориентация на новые собственно школьные нормы организации деятельности и поведения;

- признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

У 2 детей проявляется дошкольная позиция, о чем свидетельствуют ответы, содержащие:

- предпочтения классным занятиям домашние;

- предпочтения поощрений (сладости, подарки, …), традиционному для учебных заведений способу оценки его школьных достижений;

- не признание авторитета учителя.

Таким образом, у большинства учащихся данной группы достаточно высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности.

В контрольной группе прослеживается аналогичная тенденция у большинства (22):

- сформирована высокая мотивация к школьному обучению (положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней);

- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий (предпочтения уроков грамоты и счета занятиям дошкольного типа, рисование, пение…);

- отказывание от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

- признание авторитета учителя.

У четырех детей отмечается дошкольная позиция, о чем свидетельствуют преобладание ответов нешкольного содержания.

Сравнивая результаты двух групп, можно предположить, что у большинства детей к середине первого года обучения сформировался достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в первой, и во второй группе выявляются дети с дошкольной позицией.

Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются.

В нашем исследовании были использованы рисуночные методики: Что мне нравится в школе, Я в школе.

На основе проведенного анализа результатов детских рисунков в школе города Воронежа были выявлены следующие результаты:

- наличие рисунков, с изображением учеников, парт, школы, учителя с указкой, доски с написанными заданиями, что является показателем положительного отношения к школе;

- свидетельством направленности на внешнюю сторону школьной жизни, но в положительном отношении к школе являются рисунки с изображением: спортивных залов, гимнастического зала, цветы в классе, класса танцев, школьное задание, это может свидетельствовать и преобладании игровых ситуаций.

На некоторых рисунках детей обозначается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе. У трех детей на рисунках преобладает черный цвет, прослеживаются рисунки крестов, что может свидетельствовать о некоторой агрессивности, негативизме, связанные со школьным обучением.

В результате анализа рисунков в сельской школе, были выявлены тематические изображения, коррелирующие с рисунками городских первоклассников:

- рисунки с изображением учеников, парт, доски с написанными заданиями;

- спортивные площадки, игровые залы;

- школьное здание, цветы в классе.

У некоторых детей прослеживается интенсивная штриховка, что является показателем тревожности, его отношения к школе.

Исходя из выше описанных результатов анализа проективных методик в сельской и городской школах, можно сделать выводы о наличии положительного отношения к школе у большинства учащихся первых классов, с учетом сюжета рисунка, т.е., что именно изображено:

а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера - школьное здание, цветы в классе, ученики на перемене, свойственные детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в) игровые ситуации - спортивный зал, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, свойственные детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой направленности.

Но и в первой, и во второй группе выявляются дети с некоторой тревожностью по отношению к школе.

В результате сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики двух групп учащихся первых классов сельской и городской общеобразовательных школ в условиях максимально схожих (стиль руководства учителя, гуманитарная направленность), прослеживаются следующие психологические особенности адаптации:

1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается;

2) существует некоторое расхождение на уровне сформированности словарного запаса, осведомленности, информированности в различных областях социокультурной жизни. В сельской школе этот уровень несколько ниже, чем в городской. Отличается тенденция сближения показателей в субтестах Сложение фигур, Кубикт Кооса, Кодирование;

3) выявлены с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Прослеживается направленность на формирование отдельных групп в обеих школах;

4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;

5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязаний;

6) у большинства детей выявляется достаточно высокий уровень мотивации. Но и в одной, и в другой группах выявлены дети с дошкольной позицией.

Итак, в данном случае можно говорить об успешной адаптации учащихся. Следующим этапом исследования является выделение групп дезадаптированных детей. Критерием дезадаптации являются:

диагностические данные;

экспертная оценка;

результаты наблюдения.

Анализ познавательной, коммуникативной и личностной сфер, позволяет выделить группы дезадаптированных детей в обеих школах:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.