Решения и действия (бездействие) дознава-теля, следователя, прокурора, которые мо-гут причинить ущерб вашим правам и сво-бодам, затруднить доступ к правосудию, вы можете обжаловать в суд. Жалобу лучше всего подать непосредственно в суд.
Судья рассматривает жалобу не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления в судеб-ном заседании с вашим участием, а также с участием защитника, законного представи-теля и прокурора.
5. Составление протокола задержания.
Протокол задержания должен быть соста-влен после доставления вашего в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов. В нем указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задер-жания в качестве подозреваемого, резуль-таты личного обыска и другие обстоятель-ства задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и вами.
Вы можете отказаться подписывать прото-кол, о чем в протоколе делается соответст-вующая запись.
О вашем задержании по подозрению в со-вершении преступления дознаватель, сле-дователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания должны уведомить законных представителей.
Могу ли я быть заключен под стражу?
К вам как к несовершеннолетнему подозре-ваемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если вы подозреваетесь или обвиня-етесь в совершении тяжкого или особо тяж-кого преступления, а в исключительных случаях -- в совершении преступления средней тяжести.
В любом случае при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершен-нолетнему подозреваемому должна обсуж-даться возможность отдачи его под при-смотр. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, а именно:
? не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
иным путем не препятствовать производ-ству по уголовному делу.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу рассматривается с участием подозреваемого, прокурора, за-щитника. В судебном заседании вправе так-же участвовать законный представитель не-совершеннолетнего подозреваемого.
Постановление судьи об избрании в качест-ве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжалова-но в вышестоящий суд в течение 3 суток со дня его вынесения.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый должен быть немедленно освобожден.
Содержание под стражей при расследова-нии преступлений не может превышать 2 месяца. Но в некоторых случаях срок содер-жания под стражей может быть продлен до 6 месяцев.
Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняе-мых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, -- до 12 месяцев и в отноше-нии лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, -- до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускает-ся, и лицо, содержащееся под стражей, под-лежит немедленному освобождению.
В срок содержания под стражей засчитывается время, на которое лицо было задержа-но в качестве подозреваемого.
Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать право-вые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарешения.
Источники
1. Конституция РФ
2. Уголовный Кодекс РФ
Литература
1. Антонян Ю.М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия // Лич-ность преступника и предупреждение преступле-ний: Сб. науч. трудов. -- М., 1987. -- 127с.
2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. / И.П.Башкатов - М.: Юрист, 2000.- 302с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Просвещение, 1993. - 273с.
4. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.2-5.
5. Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. - М: МПА, 1996. С.3- 10.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975 г.-368 с.
7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.-- М.: Аргус, 1994.- 326с.
8. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. -- 160 с.
10. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М., 140с.
11. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 45-49.
12. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования вРоссии // Педагогика.-1996.-№ 5.
13. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.-- М.: Наука, 1994.-302с.
14. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
15. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - М. - Ставрополь: Ставропольсерваисшкола,1998. - 228 с.
16. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебноепособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с.
17. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и путипреодоления. - М., 2000.
18. Игошев К.Е. Психология преступных проявле-ний среди молодежи. --М,: 164с.
19. Ильяшеико А. Н. Преступное поведение несовершеннолетних женского пола и его предупрежде-ние. -- М.: Просвещение, 1999
20. Сибиряков С.Л. Преду-преждение девиантного поведения молодежи. -- Вол-гоград, 1998.
581с.
21. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005-
22. Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.
Приложение 1
Карта личности школьника группы риска
1. Общие сведения о школьнике:
Ф.И.О. __________________________________________________________ Дата рождения_________ Класс ________ Тип класса______________
2. Сведения о родителях:
Мать:
Ф.И.О _____________________________________________________
Возраст_________ Образование ____________________________________ Место работы и должность_____________________________________________
Отец:
Ф.И.О _______________________________________________________ Возраст_________ Образование________________________________________
Место работы и должность_________________________________________
Другие члены семьи, проживающие с ребёнком
________________________________________________________________
Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)
2. Дополнительные сведения о ребёнке
3.1. Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы ____________________________________________________________________
3.2. Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?)______________
3.3. Состоит на учёте в КДН (с какого времени) ______________________
3.4. Имеет условную судимость (указать статью и срок) _____________
3.5. Является воспитанником детского дома №_____
3.6. Был воспитанником спецшколы _________________
4.1. Уровень дохода семьи на одного человека:
4.1.1. Значительно ниже прожиточного уровня.
4.1.2. Несколько выше прожиточного уровня.
а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны.
4.2.10. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
4.2.11. Родители относительно хорошо выполняют свои функции
4.3. Условия проживания:
4.3.1. Благоустроенная квартира.
4.3.2. Одна или две комнаты в общежитии.
4.3.3. Коммунальная квартира в кирпичном доме.
4.3.4. Коммунальная квартира в деревянном доме.
4.3.5. Семья проживает в частном доме.
4.3.6. Другой вариант_______________________________
3. Опираясь на ответы школьника по анкете укажите:
5.1. Причины пропуска занятий_____________________________________
5.2. Причины побегов из дома (если убегал)___________________________
5.3. Группы людей, нарушающие его права___________________________
5.4. Что ему нравится в школе______________________________________
5.4. Кому подросток может доверять_________________________________
5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?
4. Используя методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, оцените по 5-бальной шкале степень выраженности следующих характеристик:
№ п/п
Шкала оценки
6.1.
Здоровье ребёнка
1
2
3
4
5
6.2.
Общественная активность
6.3.
Состав семьи
6.4.
Степень выраженности аморальных проявлений в семье
6.5.
Степень выраженности асоциальных взглядов в семье
6.6.
Характер эмоциональных отношений в семье
6.7.
Характеристика внешкольных отношений со сверстниками
6.8.
Наличие жизненных планов и профессиональных намерений
6.9.
Степень сознательности по отношению к учебной деятельности
6.10
Уровень развития полезных интересов, знаний, умений
6.11
Отношение к педагогическим воздействиям
6.12
Коллективистские проявления
6.13
Способность критически оценивать поступки сверстников
6.14
Самокритичность. Наличие навыков самоанализа
6.15
Внимательное, чуткое отношение к окружающим
6.16
Волевые качества, восприимчивость к дурному влиянию
6.17
Внешняя культура поведения, внешний вид, речь
6.18
Отношение к алкоголю и наркотикам
6.19
Отношение к курению
6.20
Отношение к нецензурным выражениям
Сумма баллов:
Примерная программа по профилактики правонарушений
Таблица 1
Цель этапа
Основные направления в работе
Методы работы
1 этап
Цель:
Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или в ПДН
Первичная диагностика
Определить "зоны" детского неблагополучия;
Выявить индекс благополучия;
Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу
Методы изучения личности
(анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).
2 этап
Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.
1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;
3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Методы коррекции
- метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.
3 этап
Формирование законопослушного поведения подростка
1.Формирование доверительных отношений с подростком;
2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;
3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.
Индивидуальная педагогическая поддержка
Социальное проектирование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9