Рефераты. Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Содержание

Введение

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды противоправного поведения школьников

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Глава 2. Формирование правосознания у подростков - правонарушителей

2.1Социально - психологические проблемы формирования правосознания у подростков

2.2.Правовое воспитание в школе

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей.

Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять меры, способные повли-ять на решение этой проблемы. На разных ступенях государственной и общественной лестниц идут дебаты по поводу детской пре-ступности.

В настоящее время в Российской педагогической науке содержание правового образо-вания школьников определяет-ся с учетом тех коренных изменений, которые происходят в России.

Данный подход, детерминирован-ный новыми социальными и социаль-но-педагогическими условиями в Рос-сии и в российском образовании, опре-деляет особую значимость решения за-дачи, развития, системы правового об-разования населения, условия станов-ления правовой культуры граждан. Ре-шение этой насущной социально-педа-гогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образо-вания и нравственного правового вос-питания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право-вой культуры

Круг же вопросов, связанных с право-вым образованием подростков с противоправным поведением, необходимость построения особого пространства сферы в рамках специальных образовательных учреждений практически в исследова-тельских и научно-методических рабо-тах изучены недостаточно.

В то же время объективно существу-ет определенное противоречие между растущей общественной потребностью и недостаточной изученностью содер-жания и технологии правового воспита-ния в системе специального образова-ния лиц с отклонениями в поведении.

В целях разрешения данного проти-воречия необходимо создание педаго-гических условий, обеспечивающих преобразование правового простран-ства развития личности учащихся в школах для формирова-ния их правосознания с учетом по-требности социально-экономического развития современного российского общества и реализации личностного подхода в формировании гражданина правового государства.

Таким образом, возрастающая акту-альность, теоретическая и практичес-кая значимость, недостаточная разра-ботанность указанного педагогическо-го направления и наличие в нем проти-воречий определили выбор темы и на-правления нашего исследования.

Цель: правовое воспитание детей с противоправным поведением.

Задачи нашего исследования :

проанализировать научно-педаго-гическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников,

выявить спе-цифику правового воспитания учащих-ся несовершеннолетних с противоправным поведением;

определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия по-вышения эффективности правового воспитания подростков с отклонением в поведении;

на основе результатов исследования разработать научно-практические ре-комендации по совершенствованию правового воспитания старших школь-ников с противоправным поведением.

Предмет исследования - подростки с противоправным поведением.

Объект - методы правого воспитания несовершеннолетних.

Гипотеза исследования заключается в том, что многие преступления подростки совершают неосознанно, а если они будут знать какие последствия могут после этого наступить, то навряд ли захотят сделать какое - нибудь правонарушение Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ-ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре-делять грань между дозволенным и запрещенным, выби-рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

К настоящему времени в науке на-коплен значительный материал, создаю-щий теоретическую базу для изучения процесса правового воспитания уча-щихся. Так, социально-педагогическая проблема становления правовой культу-ры проанализирована в работах М.И.Бо-бневой, С.И, Григорьева, и других; реализация правового образова-ния и воспитания в учебно-воспитатель-ной практике рассматривалась в иссле-дованиях Е.В.Змановской Л.Т. Дулиновой; формирование со-циально-правового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.М.Обуховой.

Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогичес-кого процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, со-держащиеся в работах А.С. Бланкова Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Как сказано в юридической энциклопедии, право -- это совокупность установленных или сан-кционированных государством общеобязательных пра-вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива-ется мерами государственного воздействия[21,121].

А в учебнике Конституционного права говорится, что современном обществе сфера действия права охва-тывает, прежде всего, область производства и распреде-ления материальных и культурных благ; право закреп-ляет существующие отношения собственности и высту-пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного устройства, регламенти-рует организацию и деятельность государственного ме-ханизма, определяет правовое положение граждан. На-конец, право устанавливает меры борьбы против посяга-тельств на государственный строй и существующие об-щественные отношения.

Наличие в обществе права означает, что весьма об-ширный круг общественных отношений принял харак-тер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеаль-ными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или ино-го государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного об-щества и его членов[22, 163].

В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые пре-ступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрос-лым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые млад-шие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хва-тает логических доказательств в споре. Во всех этих слу-чаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэто-му, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление не-приспособленности к социальной среде отчетливо прояв-ляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, ли-шенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отме-чается в основном у юношей, у девушек -- значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следу-ющих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдель-ными молодежными группами; при регуляции отноше-ний внутри молодежной группы с помощью физичес-кой силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно вы-ражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльни-ках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имею-щих сильного защитника. Агрессивность в подобных слу-чаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффек-тивный способ борьбы с этим злом -- шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защит-ника и опекуна.

Агрессия старших подростков и юношей по отноше-нию к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный ха-рактер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызываю-щей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного иму-щества. При этом молодые люди внимательно наблюда-ют за поведением взрослых и немедленно на него реаги-руют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулига-нов к порядку или боязливо отстраняются от конфлик-та. Старшему подростку нравится дразнить таких взрос-лых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подрос-ток заранее не знал, куда его заведет этот «экспери-мент». Поэтому подростки в таких случаях во всем ви-нят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молоды-ми людьми спокойный, неторопливый и доброжелатель-ный разговор, аргументированно доказывая неправиль-ность их поведения и твердо пресекая возможность обо-стрения ситуации.

Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это от-мечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю ком-панию молодых людей. Нередко такие эмоции возника-ют на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное, «храброе» действие. Выход оно может най-ти в нападении на физически слабого, пьяного или пре-старелого человека.

Рассмотрим такое негативное явление, как присвое-ние детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитаннос-тью или большой избалованностью.

В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих -- нельзя, у чужих -- можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у по-давляющего большинства правонарушителей -- подрос-тков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто соверша-ют в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи -- это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товари-щам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор -- это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно пре-зирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мя-тежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.