1. благополучные семьи - личностные характеристики членов семьи соответствуют общественным нормам.
2. неблагополучные семьи - отклонения в поведении одного или нескольких членов семьи либо нарушены , деформированы семейные взаимоотношения в связи с тем, что личностные характеристики членов семьи отличаются от общественных норм.
- Конфликтная семья- до 60 % распространения, преобладает конфронтационный стиль взаимоотношений, часты семейные скандалы и т.д.
- Педагогически несостоятельная семья - низкий уровень общей и отсутствие психолого-педагогической культуры родителей, нежелание видеть и исправлять ошибки воспитания, сознательное настраивание ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности.
- Аморальная семья - нарушаются права ребенка - жестокое обращение с детьми, насилие, торговля детьми, невыполнение обязанностей по жизнеобеспечению. Моральные и нравственные убеждения, ценности родителей отличаются от общественных норм.
- Асоциальная семья - с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общественным нормам, прививаются навыки противоправного и девиантного поведения. Моральные и нравственные ценности родителей противоречат общественным нормам.
Социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в т.ч. в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Т.е. социализация м.рассматриваться как процесс приобщения к жизни, к новым социальным условиям. Каждый человек приобретает социальный опыт в течении всей жизни.
Выделяют две фазы: социальную интеграцию и адаптацию. Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности. Интеграция предполагает осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Институт социализации- исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. Семья является базовым институтом социализации для ребенка.
Функции (назначение) семьи историчны, с течением времени меняется характер и иерархичность):
· Демографическая (др.назв. репродуктивная, генеративная функция)
· Экономическая ,
· Социальная,
· Культурная и т.д.
Сфера семейной деятельности
Общественные функции
Индивидуальные функции
Сфера духовного общения
Развитие личности членов семьи
Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза.
Эмоциональная
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия
Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви.
Репродуктивная
Биологическое воспроизводство общества
Удовлетворение потребности в детях.
Воспитательная
Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества.
Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Экономическая
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
Материальная взаимопомощь, получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности)
Социально-статусная
Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры семьи и общества.
Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Хозяйственно-бытовая
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Сфера первичного социального контроля
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение моральных норм взаимоотношений
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми.
Досуговая
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взамообогащение досуговых интересов
Сексуальная
Сексуальный контроль
Удовлетворение сексуальных потребностей
Комментарии к таблице:
Репродуктивная функция: общество заинтересовано в том, чтобы не возникало тенденции снижения рождаемости. В России и многих других странах данная тенденция существует уже более 100 лет. В России последние 30 лет уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений. В ближайшее время повышения рождаемости не ожидается (в связи с большим количеством социальных проблем, таких как
· Растущие материально-экономические трудности (в связи с расслоением общества на бедных и богатых, миграцией населения, постоянным дефицитом государственного бюджета, ростом числа неполных семей, повышением иждевенчества и т.д.),
· Резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщины (ухудшение здоровья нации в целом),
· Изменение системы ценностей (ориентация на вещизм; изменение традиционных ролей, особенно женщины в семье)
Досуговая функция: досуговая деятельность в семье также имеет огромный воспитательный потенциал. Досуг-часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, это смена деятельности, направленная в основном на приобщение детей к труду, на активное участие их в домашнем хозяйстве, что важно для подготовки к семейной жизни
Сексуальная (гедеонистическая) функция: правильное половое воспитание прежде всего должна дать семья, т.к. здоровая сексуальная ориентация - это залог сохранения репродуктивного здоровья. В настоящее время лишь 7% мальчиков и 17% девочек узнают о способах предохранения от беременности от своих родителей.
Воспитательная функция (первичной социализации): постепенное введение семьей ребенка в общество, ознакомление со всеми присущими этому обществу законами, нормами и ценностями.
Воспитательную функцию можно разложить на основные структурные компоненты, поддающиеся количественному измерению и описанию (данные компоненты в конечном счете являются показателями психолого-педагогической культуры семьи):
1. Осознание родителями ответственности за воспитание ребенка; ориентация его на общечеловеческие ценности, направленность воспитательных усилий на дальнейшую жизнь ребенка, учитывая те требования и трудности, которые предстоит преодолеть;
2. Наличие у родителей: психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей, способности применять методы и формы воздействия на ребенка в соответствии с изменениями обстоятельств его жизни, умения понять своего ребенка и помочь ему, уважительного отношения к нему и его праву на самостоятельность, умения объективно оценивать своего сына или дочь, знания друзей ребенка;
3. Регулярность контакта семьи и школы (учреждения ДО) через посредничество социального педагога, классного руководителя, педагогов ДО, которое складывается из взаимосотрудничества и взаимообучения, самоорганизации и саморегуляции родителей, самообразования и самовоспитания.
Качество образовательного процесса, в целом качество образования, определяются:
1. степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне конкретного образовательного учреждения.
2. соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качество знаний, степень сформированности ЗУН, качества личности, ценностные ориентации и т.д.)
3. степенью соответствия теоретических знаний и умений их практического использования в профессиональной деятельности.
Для оценки качества образовательного процесса создается «…диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность…», т.е. система педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг -- это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.
Место педагогического мониторинга в логике педагогического процесса. Начало этой деятельности - постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллек-тива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой на-ходится его воспитанник. Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятель-ность, отношения, которые возникают между участниками педаго-гического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избран-ных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует резуль-тативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосред-ственных, опосредованных). На следующем этапе, когда влияния "перерабатываются" в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагно-стирования, прогнозирования; он проектирует возможные вариан-ты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педаго-гическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные "сдвиги" в развитии, образовании и формирова-нии личности школьника. Таким образом, педагогический мони-торинг "присутствует" на всех этапах педагогического процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5