2. Система диагностических целей в конкретных программах (цели распределены по этапам обучения и являются отражением содержания конкретных учебных курсов).
По мнению некоторых авторов, диагностической целью на уровне системы образования образовательного учреждения в современной школе может являться подготовка к профессиональному образованию.
Постановка целей образования в Российской Федерации является результатом актуальных процессов в системе образования; учета, в первую очередь, интересов ребенка в педагогическом процессе. Существуют следующие тенденции развития отечественной системы образования (Э.Д.Днепров. «Школьная реформа в России»):
1. Гуманитаризация образования (Целостная картина мира у ребенка как результат школьного образования, нацеленность образования на понимание, а не на воспроизведение и описание изученного учебного материала).
2. Гуманизация процесса образования. (Образование не должно быть обезличенным, основной смысл педагогической деятельности - развитие ученика. Педагогика сотрудничества как технология обучения)
3. Развивающий характер образования. (Переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).
4. Непрерывность образования. (Образование является непрерывным процессом, только в этом случае возможно развитие общества. Как следствие необходимо «учить учиться», чтобы ребенок был конкурентоспособен в будущем, умел компенсировать недочеты в своем образовании на следующих этапах. Система образование Российской Федерации отличается единством общего и профессионального образования, разработанностью ступеней образования. Система образования обладает целостностью, взаимосвязью всех компонентов.)
5. Стремление к «опереживающему» характеру обучения (условие нормального общественного развития)
Принципы педагогического процесса - это
· первоначальные руководящие идеи,
· исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом,
· логическое начало какой-либо системы деятельности.
Методы педагогического процесса (гр. methodos) - это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод - путь к цели, способ действий или поведения.
Классификация методов педагогического процесса может производится
По источнику познания:
· словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
· практические (упражнения, тренировки, самоуправление),
· наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала).
На основе структуры личности:
· методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование),
· методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),
· методы формирования чувств (стимулирования)(одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и тд.).
по степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности - И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
· объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа)
· репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)
· проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение),
· частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),
· исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок).
Пример:
Метод доверия - словесный, стимулирующий, частично-поисковый.
Метод упражнений - практический, формирования поведения, репродуктивный.
В большинстве источников приведены классификации, в которых методы воспитания и методы обучения рассматриваются как две основные группы методов (напр. у Ю.К. Бабанского). В данном случае эти две группы методов рассматриваются как взаимодополняющие, в сумме задающие взаимосвязанную деятельность педагогов и учащихся. Основой классификации, объединяющей эти две группы методов является организация деятельности и общения
· Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий,взглядов, идеалов, убеждений).
1. Словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция
2. Наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов
· Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения.
1. Организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности
2. методы постановки задач, предъявления требований
3. методы выполнения практических действий
4. методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения
5. методы регулирования, корригирования действий и поведения
· Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.)
· Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании)
Возможна и классификация методов обучения по типу деятельности:
· методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом),
· практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент),
· методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Прием обучения - составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.
Индивидуальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.
Фронтальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.
Групповая форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.
Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:
1. по составу учащихся:
· временные,
· постоянные
2. по месту работы:
· школьные (классы, лаборатории)
· внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)
3. по времени работы
· классные
· внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)
4. по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников
· репродуктивные
· проблемно-поисковые
· исследовательские
5. по дидактическим целям:
· практика
· лекция
· семинар
6. по характеру обучения
Формы теоретического обучения
Формы практического обучения
Формы самообразования
Внеурочные формы
Урок
Консультация
Лабораторные занятия
Практические занятия
Семинар
Зачет
Экзамен
Урок производственного обучения
Производственная практика
Выпускной квалификационный экзамен
Деятельность по интересам
Наблюдение
Самостоятельное изучение наук, искусств
Факультатив
Кружок
Учебный цех
кооператив
В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5